Первобытные стоянки на территории Росcии. Гаража Н.В. Древние стоянки на территории России Самые древние стоянки древних людей

В течение всего года группа охотников со своими семьями кочевала с места на место, следуя за животными. «Терра-Амата» они посещали поздней весной. Желтый ракитник цветет поздней весной. Палеонтологи обнаружили ископаемую пыльцу этих цветков, по которой они и определили время года, когда была разбита стоянка. Женщины, вероятно, собирали съедобные ракушки на берегу, не отходя от стоянки. Это самый древний из всех обнаруженных доселе окаменевших следов человека. Очевидно, человек поскользнулся на этом самом месте около 350 000 лет назад, оставив глубокий отпечаток своей пятки в речном иле. В «Терра-Амата» палеонтологи обнаружили остатки деревянной хижины примерно девять метров в длину и пять метров в ширину. Они также нашли каменные орудия и окаменевшие кости животных. Эту хижину первобытные люди соорудили из веток с двумя деревянными шестами, поддерживавшими крышу. Возле хижины высились скалы, защищавшие ее от ветра. Люди спали на шкурах вокруг костра, который постоянно горел внутри хижины. Там же был обнаружен и плоский камень, на котором сидели те кто изготовлял каменные орудия (см. статью « «). Мужчины отправлялись на охоту, дабы обеспечить пищей все племя. Они знали, что слоны и носороги ходят на водопой к реке, протекавшей вблизи от стоянки. Они охотились на слонов, носорогов, оленей и свирепых кабанов, обитавших в окрестных лесах. Стоянка должна была находиться поблизости от источника , так как у людей еще не было посуды, в которой можно было бы носить . В наши дни уровень моря понизился, и место стоянки оказалось посреди города, на изрядном расстоянии от берега.

Эти люди еще не умели добывать огонь (читайте статью « «). Скорее всего, они носили с собой горячие угли от предыдущего костра и с их помощью разжигали огонь на новой стоянке. Возле костра находилась своего рода «кухня», то есть место, где они готовили пищу. Первобытные люди были очень неаккуратными и оставляли всякий мусор и кости животных прямо в хижине. Костер они обкладывали галькой, дабы заслонить его от ветра, и песок в этом месте запекся и почернел от жара.

Крымский полуостров интересен не только поклонникам горного туризма и пляжного отдыха – это еще и царство археологов. Работы для них на Тавриде – непочатый край. Местные археологические памятники охватывают хронологически огромный период – от зари человечества до конца Средневековья. Стоянки древних людей в Крыму известны как древнейшие и богатейшие в России. Сегодня разберем главные из них.

Пещеры Ени-Сала: случайные находки

Стоянки каменного века – не , они не имеют внешней эффектности. Тем трудней их искать. Пещеры Ени-Сала на склоне были вообще отысканы случайно – в 1959 г. туда залезли любопытствующие школьники.

На склоне плато имелся целый комплекс пещер с археологическими материалами, но самые древние находки обнаружены в той из них, что прославилась под №2. В ней найдены следы костра, множество костей животных (как целых, так и пережженных), кремневые орудия и отходы их производства. Исследовательская деятельность показала, что возраст артефактов – минимум 50 тысяч лет. Тогда территорию Крыма населяли люди типа неандертальцев. Считается, что этот вид лишь ограниченно может быть отнесен к числу предков современного человека.

Работы в проводились в 1961 г. Ученые пришли к выводу, что люди жили тут не постоянно, а останавливались периодически – при охотничьих кочевьях. Такое поведение вполне типично для образа жизни неандертальцев.

Волчий грот: соседи волков

Стоянка эта найдена много раньше – не то в 1879-м, не то в 1880-м г. (точной информации нет). Честь первого исследования принадлежит К.С. Мережковскому. В то время, как его брат-однофамилец (Дмитрий Сергеевич) в литературной форме продвигал христианское мировоззрение, 24-летний студент-историк оказался настоящим материалистом. В пещере он обнаружил многочисленные изделия из кремня, а еще результаты производственных операций с этим камнем (мелкие отщепы и нуклеусы – болванки, от которых откалывали пластины для дальнейшего производства орудий).

По публикациям Мережковского, маститый специалист того времени по первобытной истории Г. Мартелье (Франция) датировал стоянку 100 тыс. лет до н.э. Современные историки несколько уменьшили этот срок, но все равно: представляет собой обиталище людей среднего каменного столетия, там точно проживали неандертальцы. Исследователи полагают, что он был временной охотничьей стоянкой и мастерской по кременной обработке. Кроме вещей из камня, в нем отыскали остатки костров и немало костных останков различных животных.

Стоянки древних людей в Сюреньских гротах

К.С. Мережковский приложил руку и к обследованию поселения современников, которые охотились на мамонтов (для этих слонов в были не идеальные условия). Сюреньские пещеры-навесы он изучил практически одновременно с предыдущей по списку полости. Позже, в 1934 г., масштабные исследования тут провела экспедиция Г.А. Бонч-Осмоловского.

Возраст памятника много меньше, чем Волчьего – он датирован поздним палеолитом, примерно 25-15 тысяч лет назад. В центральной Украине людей этого периода (они уже близки к современному типу) принято называть охотниками на мамонтов. Жители Сюреньских тоже были ловцами, но другой дичи – ученые выделили по костям 40 видов птиц, 37 различных типов млекопитающих (травоядных и хищных) и 4 разновидности рыб. Толщина культурного слоя позволяла считать, что древние зверобои жили в просторных, удобно расположенных пещерках более-менее постоянно.

Объект относится к числу хорошо исследованных, в нем работали многие археологи. В результате стало известно, что в каждой из пещерных полостей культурный слой является многослойным – тут жили представители нескольких древнейших культур. По состоянию на 1994 г. здесь раскрыто 15 стоянок периода завершающей части палеолита (40-10 тыс. лет назад). Имелись там и материалы среднего каменного века – мезолита (включая характерные миниатюрные кремневые отщепы и наконечники стрел).

Чокурча – едва не погибшая стоянка

Из-за внешней «непрезентабельности» некоторые стоянки первобытного человека в Крыму едва не были потеряны для науки. Такова судьба пещеры Чокурча, расположенной в городской черте . В 1927 г. в ней открыли остатки древнего постоя, Н.Л. Эрнст начал проводить исследовательские манипуляции, но был арестован, а дело забылось. В 1947 г. ей присвоили статус охраняемого памятника, но фактически никто за ней не следил.

Вместе с тем, Чокурча уникальна тем, что обитавшие в ней около 45 тыс. лет назад люди вели фактически оседлый образ жизни, что нетипично для первобытных охотников. Тут нашли мощный костровой слой, изделия из кремня, костную массу зверей. На своде под копотью удалось расчистить вырезанные изображения мамонта, солнца и рыбы.

Сейчас очищена от мусора стихийной свалки и «бомжатника», восстановлено охранное ограждение. Но большинство обнаруженного с раскопок исчезло при войне, а изображения на своде сильно повреждены. Энтузиасты предлагают превратить ее в экскурсионный объект. Но беда археологии палеолита в том, что древнейшие стоянки выглядят малоинтересно для обывателя.

Киик-Коба – легенда археологии Крыма

Некоторые древнейшие стоянки первобытных людей в Крыму давно вошли во все учебники археологии. Такова Киик-Коба – пещера в верховьях реки Зуя, открытая в 1942 г. Г.А. Бонч-Осмоловским.

Возраст ее – около 100000 лет. Кроме обычных для стоянок неандертальцев пепла, костей зверей и кремневых орудий, в ней раскрыли захоронение женщины и маленького (не старше года) ребенка. Но это были именно обрядные похороны, ибо мама и младенец были аккуратно уложены на бок в одинаковых скорченных позах. – одно из древнейших в мире мест захоронений неандертальца.

Стены этой украшают уникальные рисунки – изображения сцен охоты, а также древних животных. Они более позднего времени, но все равно являются огромной ценностью и редкостью. Их можно увидеть и сейчас.

Человек появился на Северо-Западном Кавказе более 700 тысяч лет тому назад.

Человеческие группы, передвигаясь с юга, через Закавказье, постепенно заселяли южный и северный склоны Кавказских гор, предгорья и равнины Закубанья - нынешнюю Адыгею и прилегающие территории.

В истории развития человеческого общества - это первобытнообщинный строй, эпоха палеолита, который делится на ранний (или нижний) и поздний (или верхний).

В период раннего палеолита и происходит активное заселение Северо-Западного Кавказа первобытным человеком.

Об этом говорят многочисленные стоянки и местонахождения палеолитических орудий как в Закубанье, так и на Черноморском побережье Краснодарского края.

Некоторые из таких стоянок мы и решили увидеть.

Дорога к ним - живописная, окруженная горами, с неспешно прогуливающимися и жующими травку Буренками.

Помимо наглых коров, гуляющих прямо по трассе, наше внимание привлек какой-то на вид заброшенный заводик, или что-то в этом роде.

В ранний период своего существования первобытный человек не строил постоянных жилищ, а старался использовать естественные убежища: пещеры, гроты, скальные навесы.

В Майкопском районе известны две пещеры, где были проведены археологические раскопки, в результате которых выявлены стоянки первобытного человека.

Одна из пещер - Даховская, расположенная высоко над рекой при впадении реки Дах в Белую.

Пещера относится к коридорному типу и была не удобна для заселения. Для жилья была пригодна только небольшая входная часть пещеры.

В ней жили люди эпохи раннего металла - майкопской культуры, она же использовалась для жилья адыгскими племенами в эпоху средневековья.

Заселяя пещеры, первобытный человек обживал только входную часть и использовал площадки перед входом.

В непогоду перед входом в пещеру устраивали заслон из ветвей, а внутри жилища разжигали костры.

Местонахождения наиболее раннего периода эпохи нижнего палеолита, так называемой эшельской культуры, известны на р. Фортепьянке близ Майкопа, в окрестностях станицы Абадзехской на реке Средний Хаджох, близ города Абинска на р. Адагуме и в других местах.

Наиболее крупной является Абадзехская стоянка.

На ней собрана уникальная коллекция каменных орудий - около 2000 экземпляров.

При раскопках палеолитических стоянок находят большое число каменных изделий и костей животных - предметов охоты первобытного человека.

Охота и собирательство являлись главными источниками существования древнейших людей. Пищей служило то, что давала природа, но для "получения" надо было затратить много труда.

В тех местах, где не было пещер и гротов, древний человек селялся по берегам рек, котрых в Краснодарском крае и республике Адыгея огромное количество.

Посещение древних стоянок, пещер - очень любопытное занятие, в ходе окторого можно увидеть и узнать много нового и интересного.

Очень жаль, что многие интереснейшие места находятся в сильном запустении. В России столько уникальных, прекрасных мест, но туризм развит слабо, и во многих случаях дорогу к таким местам знают лишь местные, которые тайкоп, за определенное метриальное вознаграждение соглашаются показать, как до туда добраться, или если место совсем глухое, проводить до него самостоятельно. В отличие от большинства развитых стран, которые ценят все памятники, как природные, так и культурные, находящиеся на их территории, Россия являтся исключением.

Жаль, что ко многим красивейшим и уникальным местам у нас в стране такое пофигистическое отношение.

Это самая известная в Сочи стоянка первобытных людей. Они здесь жили со времен нижнего палеолита до эпохи бронзы. Пещера находится в Ахштырском ущелье на высоте 120 м над уровнем воды. Оно – результат тысячелетней работы реки Мзымты. В доисторические времена она текла на уровне вершин деревьев. Постепенно вода размывала и углубляла долину. На правом берегу образовалась пещера. Ущелье становилась все глубже. 70 тыс. лет назад пещера оказалась выше уровня воды. И ее заселили люди.

В окрестностях французской деревни Сент-Ашель впервые нашли орудия труда, изготовленные людьми, жившими 400–350 лет назад. Поэтому этот период истории назвали – эпоха ашель. Или ранний (нижний) палеолит (от греческого палеос – древний, литос – камень). Люди, жившие в окрестностях Сочи в это время, вели полукочевой образ жизни. На одном месте жили не более двух сезонов. Мужчины охотились, часто совершая длительные походы. Делали орудия труда и оружие. Ловили рыбу. Женщины охраняли жилища, поддерживали огонь, заботились о детях и стариках, заготовляли топливо и собирали растительную пищу. Древние охотники изготавливали оружие из дерева. Каменными орудиями обрабатывали шкуры животных и собранные растения. Охотились в основном на пещерного медведя. Так как зверь был крупный и сильный, а оружие – очень примитивное, собирались в группы. Делали ловчие ямы. Но чаще всего подкарауливали на тропинках и пастбищах. «Шли на мишку» с дубинами и копьями, метали дротики.

Ископаемые люди нижнего палеолита не были похожи на человека современного типа. Их называют неандертальцами, или палеоантропами. Умственная деятельность у этих «полулюдей» была очень примитивной, хотя у них начала формироваться человеческая речь и уже стали появляться слова-предложения.

Ахштырскую пещеру открыл французский ученый Э. Мартель в начале XX в. Затем за ее изучение взялись русские ученые. Оказалось, что толщина культурного слоя в ней достигает пяти метров. Изучая этот пласт отложений глины, щебня, костей животных и кремневых орудий труда, ученые узнали массу интересных вещей о жизни наших предков и окружающего их мира.

Первыми здесь поселились неандертальцы. Они питались в основном мясом пещерного медведя. Из костей, найденных в слое, соответствующем этому периоду, 92 % принадлежат «древнему мишке». В рацион первобытных людей также входили зубры, волки, козлы, лисицы и другие животные, но в значительно меньшем количестве.

Ученые выяснили, что вокруг пещеры тогда рос хвойный лес. Такой, какой сейчас растет на высоте 1200–1800 м над уровнем моря. В будущем его сменил лиственный.

Пещерный медведь был медлительным и миролюбивым зверем. Но огромным – весил около 900 кг (современный бурый медведь весит 120–150 кг). Питался растительной пищей. Он пасся на лугах и нападал на животных, только сильно оголодав. Пещера была для медведя всем. Он в ней рождался и жил. Сюда же забирался на зимнюю спячку. Тут выводил потомство и здесь же умирал. Следы его пребывания, «медвежьи шлифовки» – выступы стен, заглаженные медведями до зеркального блеска, дошли до наших дней.

Жизнь в пещерах таила много опасностей. Можно было легко упасть в провал или колодец. От сырости животные простуживались и страдали ревматизмом. Ученые находят много медвежьих костей, обезображенных болезнями. Особенно трудно было медведям в конце последней ледниковой эпохи. Сухой холод сменился влажным потеплением. Снег таял быстро, и пещеры затоплялись водой.

Зоолог Н.К. Верещагин писал: «Не будь пещерного медведя, не было бы и европейского человечества. Последнее в буквальном смысле выкормилось и воспиталось на мясе, жире и шкуре этого смирного гиганта».

Геологи, исследовав пещеру, обнаружили, что чем выше слой земли, тем больше в нем щебня. Это говорит о похолодании климата. В сильные морозы каменные своды трескались и от них откалывались куски кремния. Из-за оледенения в эпоху среднего палеолита пещера была необитаема около 20 тыс. лет. Видимо, она стала непригодна для жизни.

Люди вернулись в пещеру примерно 30–35 тыс. лет назад, в эпоху ранней бронзы. Это были кроманьонцы, уровень развития которых был выше, чем у неандертальцев. И они больше походили на человека разумного.

Новые «новоселы» благоустраивают свои жилища. Покрывают пол слоем пережженной красной земли. На нем хорошо видны следы очагов. Возводят сооружения из камня для того, чтобы защититься от холодного воздуха, идущего из глубины пещеры. Изготавливают глиняную посуду.

В пещере нашли коренной зуб и часть стопы человека, уже принадлежащего к современному типу. Но самая интересная находка – детское погребение эпохи бронзы. Положение скелета и его ориентация говорят о том, что ребенок был похоронен по определенному ритуалу.

Есть данные о том, что пещеры в доисторические времена служили святилищами, где приносили жертвы, совершали обряды, хоронили мертвых. Эта традиция сохранилась и в более позднее время. Например, у горцев с незапамятных времен на горном хребте над Ахштырской пещерой было святилище Лацу-Ныха (место моления рода Лац).

Некоторые уверены, что Ахштырская пещера послужила прообразом пещеры одноглазого циклопа Полифема на острове Циклопов. Одиссей со спутниками попадает в жилище Полифема. Тот обнаруживает незваных гостей и берет их в плен. Одиссей дожидается, когда великан уснет, и выкалывает его единственный глаз. Пленники покидают пещеру, спрятавшись в стаде овец.

И действительно, у горцев существует легенда, напоминающая этот знаменитый древнегреческий миф. Она гласит, что в давние времена в окрестных лесах обитало могучее племя великанов-людоедов Адау. Во лбу у каждого из них было по одному глазу. Они наводили ужас на жителей окрестных селений, пока не появились богатыри-нарты и не победили их.

Изучение пещеры продолжается. И кто знает, может, дальнейшие исследования и подтвердят, что легендарная история Одиссея и циклопа Полифема сложилась именно здесь, в Ахштырской пещере.

Сам себе экскурсовод

Как добраться до Ахтырской пещеры? От Адлера едем по Краснополянскому шоссе 15 км. Не доезжая форелевого хозяйства, на развилке поворачиваем налево по указателю «Ахштырская пещера». Минуем селение Казачий Брод. Через 4 км слева от дороги увидим автомобильную стоянку, на которой можно оставить машину. Далее – пешком по указателю.

Если вы предпочитаете общественный транспорт, то на автобусе из Адлера надо доехать до селения Казачий Брод. Выйти неподалеку от первого тоннеля и спуститься к реке. Немного не доходя до моста через Мзымту, сворачиваем влево. И поднимаемся минут двадцать по тропе.

По карнизу 120-метровой скалы узкая дорожка ведет к первой смотровой площадке. С нее открывается захватывающий вид на Ахштырское ущелье, реку Мзымту и Корабельные скалы. Далее спускаемся через узкий коридор ко второй площадке, перед самым входом в пещеру. Посещение пещеры платное.

Малая Воронцовская пещера

Пещера находится в верховьях реки Восточная Хоста в обрыве правого берега на высоте 50 м над уровнем воды. Состоит из трех залов и шести галерей. В ней жили люди в эпоху среднего и верхнего палеолита. Археологи нашли много следов их жизнедеятельности, орудия труда, сделанные из кремня, песчаника, сланца, известняка, и очень редкие – из клыка пещерного медведя, хозяйственные ямы для хранения продуктов.

У жителей Малой Воронцовской пещеры был большой выбор мясных блюд. В пещере нашли кости волка, куницы, тура, косули, благородного оленя, горного козла, дикого кабана, полевки. Хотя основным объектом охоты все же был пещерный медведь. Ему принадлежит 98 % найденных костей. Древние люди занимались и рыбной ловлей. Об этом говорят найденные кости лосося.

В пещере ученые обнаружили остатки нескольких очагов на разном расстоянии от входа. Скорее всего, здесь обитала крупная община в несколько десятков человек.

Сто тысяч лет назад вокруг рос смешанный лес. Пихта, ель, сосна, липа, дуб. В «холодные годы» остались только хвойные деревья. Наступило потепление, и пихту с сосной дополнили бук, граб, дуб, вяз.

Оледенение началось в среднем палеолите 115 тыс. лет назад. Достигло максимума 18–20 тыс. лет назад и закончилось 10 тыс. лет назад. Арктическим льдом покрылся север Русской равнины и Сибири. Высота льда на месте Москвы, Нью-Йорка, Осло и Мурманска была 1,5 км. Над Канадой и Стокгольмом – еще толще. В некоторых местах она достигала 4 км.

Причины похолоданий и потеплений на нашей планете до сих пор не выявлены. Одни уверены, что они – космические. Меняются излучение Солнца и характер движения нашей Галактики в космосе. Другие винят во всем Землю – движение ее коры и прочее.

Ледяной покров не дошел до Кавказа. Но климат изменился и здесь. В результате вымерли многие вечнозеленые растения и те виды животных, которые характерны для тропиков и субтропиков.

Большая Воронцовская пещера

Ученые считают, что в эпоху бронзы Большая Воронцовская пещера была перевалочным пунктом и убежищем для торговцев, шедших с побережья к горным перевалам на Северный Кавказ. Это подтверждают находки археологов – раковины морских моллюсков, привозная керамика, браслеты, изготовленные на Северном Кавказе.

Воронцовская пещера

В 20 км от моря в верховьях реки Кудепсты находится гигантская Воронцовская пещера. Она названа в честь Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, наместника царя на Кавказе (1905–1915). В этих местах были его охотничьи угодья. Имя графа также получили близлежащие поселки – Воронцовка и Илларионовка.

Вход в пещеру похож на большую раковину. Если в глубине пойти налево, придем в огромный зал тридцатиметровой ширины. Направо – в грот, причудливо украшенный известковыми сосульками. От него в разные стороны отходят большие и маленькие коридоры, каждый из которых ведет в новый грот. В одном из них с потолка свисают известняки, имеющие форму колоколов. Если ударить по ним палкой, грот наполнится приглушенным звуком. Каждый «колокол» звучит по-своему.

В пещере бесчисленное количество ответвлений, тупиков, залов и гротов. Новый грот – новое впечатление. Кажется, что многочисленным лабиринтам нет конца. В пещере много подземных ручьев и маленьких, но глубоких озер.

В годы Гражданской войны в этих подземных лабиринтах укрывались красные партизаны.

С 1957 г. в Воронцовских пещерах начали проводить археологические раскопки. В Очажном гроте нашли доисторические «мангалы» – массивные высокие глиняные кольца-подставки, на которых первобытные люди варили пищу. И, конечно, множество каменных и костяных орудий, изделия из керамики, и даже золотой височный завиток. В Заложенном гроте древние обитатели сложили из крупных обломков известняка стену, которая полностью до потолка перегораживает вход и защищает от холодного воздуха.

Много еще неразгаданных тайн оставили нам люди, жившие в Воронцовской пещере от эпохи среднего палеолита до бронзового века. Она является уникальным геологическим и археологическим памятником государственного значения.

Сам себе экскурсовод: как добраться до Воронцовской пещеры

Из Хосты от ул. Глазунова до пещеры идет шоссе (примерно 20 км). Оно ведет в поселок Калиновое озеро и дальше через мост в село Воронцовка. За ним, у памятника погибшим летчикам, находится парковка. Последние 1,5 км до пещеры придется проехать по узкой дороге из гравия.

Если вы предпочитаете общественный транспорт, надо доехать на автобусе от железнодорожной станции Хоста до села Воронцовка. Далее – около 3 км пешком. Посещение пещеры платное.

Навалишенская пещера

Пещера расположена на правом берегу каньона реки Кудепсты на высоте около 100 м от уровня воды. Она открыта в 1936 г. М.З. Паничкиной. С этого времени в ней периодически работают ученые.

Перед главным входом в пещеру – небольшая площадка, за которой – сразу обрыв. За ним – узкое и очень глубокое ущелье. Пещера состоит из коридора и нескольких залов. При раскопках археологи нашли много кремневых орудий и костей пещерного медведя, волка, козы и др. животных. Исследователи считают, что пещера была не постоянным жилищем, а временным лагерем для охотников на медведей, живших в период среднего и верхнего палеолита.

В Навалишенском ущелье находятся 1-я и 2-я Хостинские пещеры. В 1-й Хостинской пещере была стоянка первобытного человека. Во 2-й – во время Великой Отечественной войны хранились самые ценные экспонаты Сочинского краеведческого музея. Поэтому пещеру еще называют Музейной.


4 Сунгирь 4 Сунгирь палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.


Погребения. 4 Сунгирь прославилась своими погребениями: летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика лет (Сунгирь-2) и девочка 9-10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2,4 м. Погребения были присыпаны охрой.










Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы», оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.


Здесь в 19 в в с.Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв.км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными.Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения "в возрасте" от до лет, предметы культуры


Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны


Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно- климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно- климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото - реконструкция аборигенов


Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото - развалины жилища из костей мамонтов.


Капова пещера Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др.В пещере жили люди тыс.лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.


Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4-3 тыс. до н.э. в р-не с.Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос- ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги... 4 Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв.м, а в Ивановской обл. - жилище объемом в 200 кв.м. Льяловская культура входит в культурно- историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остро донных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов..


Трипольская культура археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки».Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).








Деревня Фатьяново 4 Фатьяновская культура- 4 археологическая культура бронзового века (2-е тыс. до н.э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2-е тысячелетие до н.э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н.э. в Верхнем Поволжье и Волго- Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения - были людьми «средиземноморского» типа с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.


На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мега культурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита



4 Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. 4 Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. 4 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).


1 - шейная гривна; 2 - пряжка с выемчатой эмалью; 3 - наконечник стрелы; 4 - медная привеска; 5 - медный бубенчик; 6 - глиняный грузик; 7 - статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н.э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Loading...Loading...