Урок русского языка "раздельное написание местоимений с предлогами". Как научиться писать сочинения Михаил Пришвин «Жаркий час»

Как-то раз, решили Михаил Пришвин и Константин Паустовский навестить своего друга - Мамина-Сибиряка. Друг жил у мамы, в Сибири. Поэтому идти решили пешком. Путь не длинный, а заодно и природа красивая. А-ну-ка, - думают, - свежего воздуха в лёгкие насобираем. Взяли писатели в руги сапоги, карманы набили винтовками, взвалили на плечи лукошки, и двинулись в путь.
Идут, воздух собирают, на природу любуются.

Тут, вдруг, Паустовский и говорит человеческим голосом: -
- Да. - говорит - "Стояла осень в солнце и туманах".

Пришвин ему отвечает, мол, голубчик, зенки протрите и не лепите горбатого!.. "Весна движется, но медленно. В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат".

Ничего подобного не наблюдаю! - возражает Паустовский – Это вы, пенсне протрите!.. Смотрите, красота-то какая!.. "Сквозь облетевшие леса видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелятся и дрожат низкие звезды!"

Да вы, мой друг, рехнулись! – вспылил тут Пришвин - Оглянитесь вокруг!.. "Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок. Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая."

Паустовский на это, со слезами обиды, отвечает: – "По правде сказать, неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень."… А вы говорите, Весна!..

Да вы, батенька, никак бредите?! – вскидывая пенсне к бровям, восклицает Пришвин – У-у-у! Да, у вас, поди, жар!..
Он приложил руку к ледяному лбу друга и обжёгся.

Тут в кустах что-то ухнуло. Раздался треск сучьев. Писатели обмерли.
- Медведь?!!! – одними губами прошептал Пришвин.
- Больше некому!.. – другими губами согласился с ним Паустовский

Из-за кустов, ломая валежник и разоряя гнёзда, вышел Мамин-Сибиряк.

Вот те на! – удивился он, уставившись на перепуганных прозаиков – А вы зачем припёрлись?
Но писатели так обрадовались другу, что растерялись по кустам и не смогли сразу найтись.

А мы к тебе, голубчик! Вот, в Сибирь вышли погулять! – улыбнулся из-за ольхи Пришвин.
- Да. Свежий воздух собираем, – подтвердил бледный Паустовский.

То-то я смотрю, дышать нечем! – натужно просипел Мамин-Сибиряк, вытаскивая карманный ингалятор и затягиваясь самокруткой.
- "Дождя не было уже около двух недель, и солнце по утрам поднималось в дымном мареве, красное и громадное, точно только что раскаленное где-нибудь в кузнечном горне…" - закашлявшись от дыма, прохрипел он.

Ну, что я тебе говорил!.. – вспомнив давнишний спор и злорадно свернув глазами, крикнул Паустовский Пришвину – Вот, и Сибиряк о том же. Уж, ему-то, ты веришь?!

Пришвин сделал озабоченное лицо.
- Я природу, всё равно, тоньше вас понимаю! Мне всякая мелочь приметна. И зверюшки меня уважают. Вон, смотрите!
И он стал нараспев цитировать:
- "Неустанно куковала в бору кукушка!"

Ку-ку! Ку-ку! – донеслось откуда-то сверху.
Мамин-Сибиряк чётко среагировал на звук, и метнул палку. Пришибленная птица рухнула ему под ноги.

- "Цапля вымахнула из сухих старых тростников.!" – диким голосом взвыл Пришвин.
- Ф-ух! – снарядом, вымахнула из тростника цапля, едва не протаранив острым клювом Паустовского.

- "Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке!" – продолжал бесноваться прозаик.
В кустах, подозрительно запикало.

- "Землеройка пискнула в старой листве!"
Мамин-Сибиряк проворно отскочил в сторону, когда под ногами, в листве что-то пискнуло.

А Пришвин всё не унимался:
- "И когда стало еще теплее, то листья черемухи, как птички с зелеными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки…"

Атмосфера вокруг быстро накалялась. Откуда-то появились шмель, бабочка и пчела. Они стали кружить, и нацеливаться.

Паустовский, вращая глазами, следил за манёврами опасных насекомых.
- Сибиряк!.. У тебя верёвка есть? – обратился он к Мамину.

А как же!.. – ответил тот, сапогом припечатав бабочку к стволу ели.
- Тогда, будем Пришвина вязать. Видишь, буйный он сегодня… Меня, давеча, за лоб трогал. Теперь вот всю живность против нас восстановил… Мочи его, Сибиряк!..

Мамин-Сибиряк молча развязал лукошко и достал ружьё.
- Зараз, свяжем! – загоняя пыж, уверенно заявил он – Медицина дело тонкое! Понимаем!..

Паустовский заткнул пальцами уши и скомандовал – Вяжи, его, Михайло!.. Пли!..
Прогремел выстрел.

Чу-у! - вспорхнул Пришвин, увернувшись от пули.

Паустовский, наблюдая за его полётом с лёгкой завистью, сказал:
- Помню… "Так мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами"… Короче, изворотливый, гад!..

Ничего! – выдохнул Мамин-сибиряк, взводя второй курок.
Он вдавил приклад в плечо, и стал водить дулом, пытаясь соединить Пришвина и чёрную мушку на стволе. Пришвин, соединяться с мушкой, явно не торопился. Он, как заяц, прыгал с кочки на кочку, и только голубоватое пенсне поблёскивало то тут, то там.

– "Растительность на таких мертвых озерах совершенно особенная, - приговаривал Мамин-Сибиряк, целясь - тоже какая-то мертвая: жесткая осока, ситник, белоус, мхи и разнообразный кустарник, начиная со смородины по краям и кончая вербой. Особенно замечательны болотные сосны и березы, по которым сразу узнаешь настоящее болото!.."… Здесь то мы его и положим!

Прогремел ещё один выстрел.

Фьють! – просвистела пуля над головой скачущего Пришвина.
- По звуку, похоже, клёст! Но, не клёст, точно… Пуля?!! – догадался он, и заволновался себе в штаны.

Бросьте, друзья, вы же не серьёзно! – выкрикнул Пришвин из-за пня – Давайте я вам лучше расскажу, что было дальше!
И не дожидаясь ответа, он продолжил:
- "Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплескивал водой на себя, почесывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда все вымыл, все вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал"...

Он опять колдует! – заорал Паустовский, наблюдая неизвестно откуда взявшегося гуся. – Мочи его, Сибиряк!.. Мочи, пока нас зверьё не растерзало!

- "Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко. Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках…" – продолжал Пришвин, не обращая внимания на Паустовского.

В тростнике мелькнула тень. Паустовский ойкнул и на камень лёгло гадюжное колечко, легло и стало просыхать...

Мамин-Сибиряк заглянул в дымящийся ствол ружья, и задумчиво произнёс:
- "…Ближе к воде тянулась опушка из черемухи, рябины и тальника. Нужно было раздвинуть ветви низкой черемухи, чтобы попасть на неправильной формы лужайку, поросшую густой зеленой травой… "…

Паустовский, услышав эти речи, испугался.

– Что с тобой, Сибиряк?.. Он тебя околдовал?!!!.. Не слушай его!.. Со мной уже такое было!.. "Сидели мы жарили картошку, как вдруг зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда, с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке"… Сибиряк! Он тогда всю нашу провизию сожрал!.. Нам пришлось проводника съесть, чтобы выжить!.. Сибиряк, ты слышишь?!

Но Мамин-Сибиряк не слушал. Он ходил по лесу и люто любил природу. Вскоре к нему присоединился Пришвин, и они стали любить её вдвоём.
Глядя им вслед, Паустовский рассерженно плюнул себе на сапог. Потом он вытащил из лукошка сочок и пошёл ловить свежий воздух.

Так разошлись пути этих великих прозаиков, любивших природу, но по-разному. И природе это, откровенно признаться, нравилось. Как любая женщина, она любила разнообразие…

Цели: формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами; развитие умения правильно и точно употреблять местоимения в речи; формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями.

Оборудование: таблица по русскому языку “Местоимения”, мультимедийный проектор, оценочный лист учащегося.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем поудобнее, закроем глаза, положим голову на парту и повторяем за мной. "Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться, радуюсь этому, внимание моё растёт, я готов к работе. Головы подняли, вдохнули, работаем."

  1. Сообщение темы.
  1. Чистописание.

На доске: Весна пришла к нам молодая. Я здесь пою приход весны!

Учитель: Из какого стихотворения строки? Спишите. Подчеркните орфограммы.

Ученик: В.Жуковский “Жаворонок”.

Учитель: Запишите соединения букв.

  • Первые две буквы – местоимение в косвенном падеже из стихотворения поставь в начальной форме (мы).
  • Вторые две буквы – из стихотворения личное местоимение поставь в родительный падеж (мне). мымне .Запиши соединения не отрывая руки.
  1. Сообщение темы.

Учитель: Отгадай загадки. В этом фрукте есть местоимение.

Ученик: Яблоко.

Учитель: Первый слог этого слова – местоимение, второй - звук издаёт лягушка.

Ученик: Тыква.

Учитель: Догадайтесь о какой части речи пойдёт речь на уроке?

Ученик: О местоимении.

Учитель: Сегодня мы будем повторять правописание местоимений, учиться составлять предложения с местоимениями. Будем развивать память, внимание, мышление. На уроке мы будем путешествовать по станциям. Каждый этап урока новое испытание на станции. В конце урока вы должны каждый получить оценку своей работы и узнать что-то новое о местоимениях.

  1. Закрепление пройденного материала.

1 этап урока – “Вспоминайка”.

Учитель: Прочитай местоимения. Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

На доске. Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его, оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, всякий, каждый.

Учитель: Выпиши слова в две группы:

  1. местоимения-существительные;
  2. местоимения прилагательные.

Обменялись тетрадями. Сделали взаимопроверку. Оценили своего товарища.

2 этап урока – “Повторяйка”

Учитель: Какие местоимения записаны на доске.

На доске: Он, её, их, меня, мне, тебя, тобой, ими, мной, тебе, его, нему, им, нём, нас, нам, нами, вас, вам, вами, ним.

Ученик: Личные местоимения в разных падежах.

Учитель: Опираясь на таблицу, просклоняйте местоимения: 1 вариант – я, он; 2 вариант – ты, они; 3 вариант – мы, она. Где возможно употребите с предлогами. 3 человека работают у доски. Самопроверка, самооценка.

Учитель: Спиши. Поставь местоимения в нужном падеже.

  • Уровень 1. Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), поговорил обо (я), поговорю с (вы).
  • Уровень 2. Мелькнула у (она), обрадовал (он), говорил при (они), спросил про (он), написал (она), помогал (они), ужинал со (я), беседовал с (ты).

Проверка по кодокарточке.

Учитель: Сделайте вывод о правописании местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Проверьте свой вывод по учебнику. Оцените свою работу. Поставь оценку в оценочный лист.

(Учитель может оценить работы нескольких учеников, выполнивших задание первыми).

3 этап урока – Физминутка на мышечное расслабление.

Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь,
Склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

4 этап- “Запоминайка”.

Учитель: Прочти и запомни словосочетания.

  • Приехал ко мне –
  • Вредные для нас –
  • Нарисовал с тобой –
  • Поужинаю у вас –
  • Приплыла к нему –
  • Взглянула на них –

Учитель: Запиши словосочетания по памяти. Поставь местоимения в начальной форме. Задание с комментированием. Найди закономерность. Как расположены местоимения? Определи лицо, число, падеж местоимений.

Ученик: Местоимения расположены в следующем порядке – 2 местоимения 1 лица, 2 местоимения 2 лица, 2 местоимения 3 лица. Местоимения расположены в следующем порядке – местоимение единственного числа, местоимение множественного числа…

5 этап – “Мы редакторы”.

Работа с текстом. Учитель проецирует текст. В озерке урчат лягушки. Весне движется, но медленно. Неподалёку от себя я разглядел птицу с большими чёрными выразительными глазами и носом цвета прошлогодней листвы. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой (он) серёжки. Исчезают последние клочки снега в лесу. Я сидел неподвижно. Вальдшнеп взмахнул носом и ударил (он) в прелую листву. Потом он полетел вдоль опушки, и я сосчитал на клювике у (он) семь старых осиновых листиков.

Учитель: Отредактируй текст. Расставь предложения так, чтобы получился текст.

Учитель проецирует отредактированный текст. Самопроверка. Оценка.

6 этап – “Сочиняйка”.

Учитель: Составь предложения на тему “Весна”, используя как можно больше личных местоимений в косвенных падежах.

7 этап – “Задай вопрос”.

Учитель: Кто больше задаст вопросов по теме “Местоимение”.

Ученики:

  • Что такое местоимение?
  • В речи местоимения употребляются вместо какой части речи?
  • Местоимения указывают или называют предметы, признаки, количества?
  • Какие местоимения называются личными?
  • Какие формы имеют личные местоимения?
  • Изменяются ли основы местоимений при склонении?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?
  • Как изменяются местоимения с предлогами при склонении?
  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Возьмите оценочный лист, выставите все полученные оценки за урок. Вычисли средний балл своей работы на уроке.

У каждого ученика на парте оценочный лист.

Учитель: Кто доволен своей работой? Кому надо быть внимательным? Кто должен повторить пройденный материал?

(Ответы детей).

Учитель: Переворачиваем оценочный лист и находим что-то новое о местоимениях.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ

Каждому ребёнку, прежде чем научиться хорошо что-либо делать (говорить по-английски, играть на гитаре, ездить на велосипеде), приходится совершать первые шаги - самые трудные шаги в любом умении. И каждый раз для этого требуются терпение, понимание главных задач и тренировка. Всё это просто необходимо и для того, чтобы научиться составлять тексты. Но ещё обязательно понадобятся умение фантазировать и желание излагать свои мысли интересно, а это значит - творчески. Ведь «сочинение» и «сочинять» - слова одного и того же корня.

С чего начать? А главное: можно ли без страха усаживаться за письменный стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение?

Отобрать материал для будущего текста,

Выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем),

Составить план и выстроить текст сочинения по этому плану,

Изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение), -

это и будет означать, что вы умеете писать сочинения.

Текст-это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие - это название всего произведения или отдельных его частей.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.

Вот примеры заголовков, в которых содержится основная мысль сочинения:

    Моя любимая игрушка.

    Что такое доброта?

    Что я умею делать.

    Что такое мир.

    Мой папа.

    Моя мама.

Готовясь к сочинению, я призываю ребят подумать, кого и в чём они будут убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы всё в них было подчинено основной мысли.

С чего же начать сочинение? Мои ученики начинают с самого начала - с записи темы сочинения. Ведь тема - это то, о чём говорится в сочинении. Сначала учащиеся выделяют в теме главные, ключевые слова (можно их подчеркнуть). Затем, определяют границы темы и пути её раскрытия.

Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объёма высказывания. Например, «Летний дождь» - широкая тема, «Наша улица после дождя» - узкая тема.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Осень» или «Зима», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой, каждое слово в названии темы имеет значение. Так, темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» - близкие, но разные.

Свои высказывания строят так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию данной конкретной темы.

Как сделать нашу речь связной? Отсутствие связи между предложениями в тексте - это большая проблема. И если её решить, исчезнут две другие: проблема объёма сочинения и наличие в нём повторов мыслей, предложений. Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, которую Л. Толстой называл сцеплением. Он считал, что секрет писательского искусства состоит в «бесконечном лабиринте сцеплений». У этих сцеплений есть свои законы. Среди предложений в тексте существует неравенство: есть предложения, не зависимые от контекста (они могут быть определены самостоятельно), и есть предложения, зависимые от других предложений (от контекста). Такие предложения нельзя употребить самостоятельно, так как значение их вне контекста не всегда понятно. Если предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке (второе - с первым, третье - со вторым), то это цепная связь предложений в тексте.

Приведём пример.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Существует ещё один вид связи - параллельная связь предложений в тексте.

Приведём пример.

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.

Строение текста тесно связано с типами речи.

Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или всех трёх типов речи при основном (ведущем). Рассмотрим таблицу (во второй графе таблицы даётся подсказка, как определить тип текста: по его значению и по вопросу, который можно задать к любому тексту).

Тип текста

Значение (вопрос к тексту)

Повествование

Динамика действия. (Что делает предмет?)

Описание предмета

Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?)

Описание места

Характеристика места. (Где что находится?)

Описание состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды - природы или любой другой среды обитания. (Каково вокруг?)

Описание состояния человека

Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?)

Рассуждение-доказательство

Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса). (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)

Рассуждение-объяснение

Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?)

Рассуждение-размы- шление

Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?)

Теперь ознакомимся с различными типами текста.

Повествование. (Что делает предмет?)

Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутрь его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же схватил крупные сучья. (Б. Орешкин)

Описание предмета. (Каков предмет?)

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом - ямочка, чтобы зацепить ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.

Зато обратно - только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкнет на зависть всем мальчишкам. (В. Солоухин)

Описание места. (Где что находится?)

[Женя заглянула в соседнюю комнату.] Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)

Описание состояния окружающей среды. (Каково вокруг?)

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка.Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы. (А Гайдар)

Описание состояния человека. (Каково ему?)

[Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами.]

Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В. Шукшин)

Рассуждение-доказательство. (Почему?)

Играть втроём в шахматы - это самое последнее дело, потому,что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.

Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проигрываешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в шахматы вдвоём, когда никто не мешает. (Н. Носов)

Рассуждение-объяснение. (Что это такое?)

Термин (лат. Iегттиз - граница, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой- нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. (С. Ожегов)

Рассуждение-размышление. (Как быть?)

[Беглецы притаились в пещере.] Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться - так всем вместе, погибать - так всем вместе. (А. Н. Толстой)

Стили речи

Функциональные стили речи сложились в языке в процессе его употребления в различных сферах общения (быт, наука, политика, искусство), где он используется в разных функциях (общение, сообщение, воздействие). Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

Для каждого стиля речи характерны определённые признаки. В языке выделяются следующие стили:

разговорный - в основе лежит функция общения;

книжный (научный и официально-деловой) - в основе лежит функция сообщения;

публицистический - в основе лежит функция воздействия;

художественный - в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.

Рассмотрим ведущие стилевые черты и языковые средства, характерные для того или иного стиля.

Разговорный стиль

    Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке, а также в записках, письмах.

    Задача речи - общение (обмен впечатлениями).

    Высказывание обычно бывает:

    непринуждённым, живым, эмоциональным;

    свободным в выборе слов и выражений;

    разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе); эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);

    глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;

    обращения;

    неполные предложения.

Книжный (научный и официально-деловой) стиль

    Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.

    Задача речи - сообщение.

    Общие особенности стиля: точность, ясность, бесстрастность, объективность.

    Характерные языковые средства:

    научная и профессиональная терминология.

Публицистический стиль

    Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.

    Задача речи - воздействие на читателя или слушателя.

    Высказывание обычно бывает:

    эмоциональным, выразительным, субъективным.

    Характерные языковые средства:

    общественно-политическая лексика;

    использование пословиц, поговорок, афоризмов;

    побудительные предложения;

    распространённые обращения;

    риторические вопросы.

Художественный стиль

При написании сочинений мы чаще всего пользуемся художественным стилем, поэтому рассмотрим его основные признаки подробнее.

    Используется в художественных произведениях.

    Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.

    Высказывание обычно бывает:

    конкретным (описывается именно эта берёза, а не берёза вообще);

    образным, живым, выразительным;

    эмоциональным.

    Характерные языковые средства:

    конкретные слова;

    слова в переносном значении;

    эмоционально окрашенные слова;

    выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);

    выразительные средства, образованные синтаксически (использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).

СОБИРАНИЕ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ

    Итак, перед вами белый лист, на нём - тема. Главные, ключевые слова выделены... и ничего - кроме страха чистого листа. Не впадайте в панику! Воспользуйтесь советом Т. В. Алексеевой, автора книги «Как научиться писать сочинение на „отлично"»:

    «Создайте рабочее настроение. Важны следующие 10-15 минут... Надо отвлечься от всего и... писать, писать, писать... Писать всё, что „идёт"... не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак,

    записывайте всё: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Создайте хаос из ваших мыслей».

    Прекрасный совет, потому что вы и не заметите, как исчезнет страх, а вместо белого листа перед вами предстанет «ворох» ваших мыслей.

    Следующая задача - рассмотреть эти записи и систематизировать их, то есть соотнести с темой, привести материал в определённый порядок, сгруппировать собранное по подтемам, определить последовательность изложения и начать... с заключения. Именно с заключения, так как это самая важная часть сочинения, итог вашей работы, где не должно быть ни одного пустого, незначимого слова.

    Есть и другой вариант работы - фиксировать материал, собранный в процессе наблюдений. Лучше всего этой цели служат рабочие материалы, краткие записи, которые помогут вам развернуть в момент создания текста определённые мысли. Помните, вас никто не стесняет в подборе конкретного материала, вы свободны в выражении отношения к миру и жизни.

Рабочие материалы могут иметь примерно следующий вид. Тема: «Весна идёт»

Материал к сочинению

Дополнения

Природа в ожидании весны.

Приход весны.

Природа оживает.

Весенний ветер, приход весны. Лиходейка-зима не признаёт весны. Зима смягчится, солнце работает на весну, яркие лучи солнца. Согрелась земля. Умчались зимние дни.

Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи. По-весеннему высокое чистое небо. Воробьи купаются в лужах. Первые цветы, словно маленькие солнышки.

Пахнет талой землёй. Дни стали светлее, длиннее. Важно надулись на сирени почки. Нежные, клейкие листочки. Всё в природе дышит, начинает расти. Скоро земля облачится в зелёный наряд. Появляются первые подснежники. Весна - моё любимое время года. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна.

Лёгкий морозец пытается по утрам напугать весну.

Днём на солнце звенит капель. Первые стрелочки ярко-зелёной травы. Воробьи весело чирикают.

По небу, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие облака.

Теперь нам предстоит отобрать из собранного материала то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения.

Если вы хотите написать хорошую работу, вам нужно научиться составлять план. Он необходим там, где сочинение связано с собиранием материала, где нужно привести в порядок свои мысли и

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Составить план сочинения - значит разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент - это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст (он будет соответствовать пункту плана) был объединён главной мыслью.

Сочинение в 3-4-м классах должно иметь как минимум три абзаца (вступление, основная часть, заключение). Эти части обязательно начинаются с красной строки.

Вступление - предварительная часть, введение, предисловие.

В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения. Эта часть сочинения больше по объёму, чем вступление и заключение. Она может разделяться на более мелкие части (в том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли). Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.

Заключение - последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчёркиваются главные мысли работы.

При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.

Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему текста, второй план конкретизирует мысль текста.

I. Грибы в осеннем лесу II. Грибы - один другого краше

    Боровики. 1. Деды-боровики. Загляденье!

    Подосиновики. 2. Отцы-подосиновики. Тоже красота!

    Маслята. 3. Братцы-маслята. Тоже хороши!

    Сыроежки. 4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохо!

Итак, над планом тоже надо работать. Для чего? Вот как ответила на этот вопрос Мария Александровна Рыбникова, крупный учёный-филолог: «Работать над планом - это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

СОВЕРШЕНСТВУЕМ НАПИСАННОЕ

Ещё один важный этап в работе над сочинением - совершенствование написанного. Проделайте эту работу, соблюдая следующую последовательность.

При первом чтении написанного сочинения обратите внимание на содержание изложенного. Поставьте себе мысленно примерно такие вопросы: «Соответствует ли сочинение теме?», «Раскрыта ли основная мысль?», «Соответствует ли сочинение составленному плану?», «Связаны ли между собой части сочинения?».

При втором чтении обратите внимание на совершенствование языка. А. Островский считал, что в языке отражается «весь внутренний человек», то есть весь наш внутренний мир, чувства, душа. Именно поэтому мы должны заботиться о чистоте, о красоте нашего языка, работать над совершенствованием его.

Существует классификация речевых ошибок и недочётов, а также классификация грамматических ошибок.

Распространённые речевые ошибки и недочёты

1. Повторение одних и тех же слов: «У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит».

    Употребление слова в несвойственном ему значении: «У меня есть подруга Нина. Мы с ней общаемся о многом» (надо: беседуем или говорим).

    Нарушение лексической сочетаемости: «Ветер постепенно принимал силу» (надо: набирал силу).

    Употребление лишнего слова: «Пожилые ветераны» (лишнее слово: пожилые).

    Употребление рядом или близко однокоренных слов: «В рассказе рассказывается» (надо: говорится).

    Неуместное употребление диалектных или просторечных слов: «На мальчике майка, напяленная на рубашку» (надо: надетая).

    Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении: «Когда Коля прощался с отцом, он не плакал» (отец или Коля?).

    Нарушение порядка слов: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: «Только узкая полоска связывает остров с берегом»)

    Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда наступил декабрь, погода резко изменяется» (надо: «Когда наступил декабрь, погода резко изменилась»).

Распространённые грамматические ошибки и недочёты

    Ошибка в образовании слова: «Скипятить чай» (надо: вскипятить).

    Ошибка в образовании форм слова: «Без чулков, без носок, более младший, ихний» (надо: без чулок, без носков, младше, их).

    Ошибка в согласовании: «Держать обоими руками» (надо: обеими руками).

    Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).

    Нарушение связи подлежащего и сказуемого: «Саше понравилось ёлка» (надо: понравилась).

    Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, с однородными членами; в построении сложных предложений: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (надо: «Когда я подъезжал..., у меня слетела шляпа»).

    Пропуск слова: «Она схватила зубами за шиворот» (пропущено: медвежонка).

    Нарушение границ предложения: «Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя» (надо: «Дворник, когда подметал двор, сломал ростки тополя»).

В ученических работах встречаются ещё и ошибки, связанные с нарушением логики; они называются логическими: «Летом Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами» (надо: «Утром Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами»).

От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала (искажение цитаты, неверные даты...): «Пришёл зимний месяц ноябрь» (надо: осенний).

Помните ещё и о том, что в сочинении нельзя сокращать слова.

Очень важно понять все замечания, сделанные учителем на полях вашей работы. Рассмотрим условные знаки, указывающие на ошибки и недочёты в любой письменной работе.

Вот такие значки указывают на ошибки в содержании:

Ф - фактическая ошибка;

Л - логическая ошибка;

Лишняя часть (слово, выражение);

Z - не выделен абзац;

X - неоправданно выделен абзац;

|_П - нарушена последовательность в изложении мыслей;

Y - пропуск;

< > - необходимо развить мысль.

А такие значки указывают на языковые ошибки:

Р - речевая ошибка, недочёт;

| - орфографическая ошибка;

V- пунктуационная ошибка;

Г - грамматическая ошибка.

Рассказы о весне Чехова, Пришвина, Ушинского

Антон Чехов «Весной»

С земли еще не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу...

Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнет рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по- зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и так бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья.

Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Константин Ушинский «Утренние лучи»

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка.

Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник.

Петух захлопал крыльями и запел: «Ку- ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей.

Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум- зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнет рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по- зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и так бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья.

Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Loading...Loading...