Как школа влияет на ребенка. Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка. Проблемы с желудком

То, что переживают и испытывают в школе молодые люди, т.е. их жизнь в школе можно рассматривать как критический период развития их самооценки, самовосприятия и гигиенического поведения.

Эти факторы влияют на субъективно воспринимаемое ими общее состояние здоровья и удовлетворенность жизнью как настоящей, так и будущей.

В подростковом возрасте молодые люди переживают изменения не только в своем организме, но и в функционировании систем социальной поддержки, таких, как семья, школа и сверстники.

По мере того, как у людей развивается собственное достоинство и компетентность в учебной и социальной сферах, они утверждают себя как личности.

В учебной сфере одной из важнейших детерминант представления о самом себе является успеваемость, тогда как на развивающееся представление о себе в социальной сфере влияние оказывает признание и поддержка со стороны сверстников, особенно одноклассников.

Таким образом, поскольку школа является тем контекстом, в котором происходит большая часть взаимодействий между сверстниками и в котором оценивается академическая успеваемость, именно эта среда имеет решающее значение для развития в подростковом возрасте.

Благоприятная школьная среда (например, комфортный социальный климат, в котором есть поддержка со стороны сверстников) и успешная адаптация к школе (о чем свидетельствуют академическая успеваемость и низкие уровни стресса, связанного со школой) могут повысить ощущение успеха и компетентности, а это в свою очередь ведет к большему благополучию и большей удовлетворенности жизнью и меньшему количеству субъективных жалоб на здоровье.

И наоборот, отсутствие успехов в учебе и низкий уровень признания со стороны сверстников может привести к уменьшению положительных последствий для здоровья и увеличению проявлений рискованного поведения.

Соответственно, школьный контекст представляется одновременно и фактором риска, и ресурсом, обеспечивающим физическое, эмоциональное и социальное благополучие.

Результаты продольного исследования, проведенного Jessor и соавторами, показывают, что такие факторы, как хорошая успеваемость в школе (на которую указывает средний балл за каждый класс) и позитивное отношение к школе и друзьям (непричинение обид другим и неприятие обид со стороны других) защищают от формирования проблемного поведения.

Ведь в классе товарищи по учебе не принимают ни тех, кто обижает слабых, ни тех, кого обижают, у тех и у других хуже здоровье и они с большей вероятностью проявляют рискованное поведение.

Кроме того, причинение обид и издевательства коррелируют с низкой психосоциальной адаптацией.

Издевательства со стороны сверстников ведут к тому, что возникают внутренние проблемы (например, депрессия, ощущение беспокойства, соматические жалобы) и проблемы с внешним проявлением (такие, как агрессивность), и у жертв подрывается чувство собственного достоинства.

Возраст и пол также играют роль в определении того, какие факторы школьной среды негативно влияют на здоровье.

Когда главное внимание уделяется планам на будущее, осуществление которых зависит от академической успеваемости, это может вызывать стресс у учащихся старших классов, в то время как такой фактор, как неприятие сверстниками, может оказывать большое влияние на здоровье учащихся младших и средних классов.

Старшие школьники также, по-видимому, чувствуют меньшую удовлетворенность школой, чем младшие.

Что касается гендерных различий, то представительницы женского пола в течение всей жизни, по-видимому, больше, чем мужчины, опираются на свой круг социального общения во время стрессовых ситуаций; поэтому субъективное ощущение недостатка такой поддержки у лиц женского пола в подростковом возрасте может приводить к ухудшению субъективно оцениваемого здоровья и меньшей удовлетворенности жизнью.

Кроме того, главные детерминанты самооценки у девочек - это физическая привлекательность и социальное признание.

Субъективно воспринимаемая неудача в любой области может также иметь отрицательное влияние на общее состояние здоровья.

К тому же девочки могут быть больше, чем мальчики, подвержены как эмоциональным нарушениям, так и субъективным жалобам на здоровье.

Очевидно, что эти гендерные различия начинают формироваться в раннем возрасте.

Согласно теориям, субъективные жалобы на здоровье являются реакцией на стресс. Одним из потенциальных источников стресса у детей и подростков является школьная среда, т.е. учебные занятия и социальный климат (преподаватели, сверстники).

Неудовлетворенность школьной средой и связанная с нею низкая степень удовлетворенности жизнью могут частично отражать проблемы в приспособлении к школьным требованиям, таким, как требования в отношении успеваемости.

Напротив, положительное восприятие социального климата класса или школы в целом ассоциирует с наличием у подростка меньшего числа эмоциональных и поведенческих проблем.

По данным предыдущих исследований HBSC, молодые люди, сообщающие о более высоком качестве жизни и лучшем самочувствии, удовлетворены школой, чувствуют поддержку одноклассников и оценивают предъявляемые к ним требования как не слишком высокие.

Персистентные психосоматические симптомы в детстве могут быть результатом низкой академической и социальной компетентности и могут увеличить вероятность проблем во взрослой жизни.

Например, ощущение необъяснимых рецидивирующих болей в области живота в детстве является предвестником возникновения чувства тревоги и низкого уровня социального функционирования во взрослой жизни.

Кроме того, существенное влияние на здоровье оказывает самооценка.

Низкая самооценка позволяет прогнозировать неблагоприятные последствия для здоровья, тогда как высокие баллы самооценки служат указанием на благоприятные последствия, такие, как хорошее настроение и отсутствие соматических и психологических симптомов.

Таким образом, имеется множество фактических данных, свидетельствующих о том, что прочность и доброжелательный характер отношений, сложившихся в социальном контексте школы, могут хотя бы частично определять состояние здоровья индивидуума.

Старшим школьникам (и в целом мальчикам) школа обычно нравится меньше, и они оценивают свою академическую успеваемость ниже.

Поэтому при обсуждении и анализе зависимости между школьными факторами и здоровьем нужно принимать во внимание различия в переживаниях и восприятии школьной среды молодыми людьми, а также роль факторов возраста и пола в этих различиях.

Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей - от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы ни семьи учащихся - непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи - на этой основе идет их сближение.

Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества

Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности.

Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Учебно-воспитательный процесс - многогранное, структурно-сложное и внутренне противоречивое педагогическое явление, продукт взаимодействия и противостояния учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей. Представление о нем требует постоянного уточнения, пересмотра некоторых его аспектов в соответствии с новыми вызовами, брошенным школьной практике переменами в обществе. Современная эффективная школа осуществляет направленную социализацию, целенаправленно содействует успешной адаптации молодежи. Говоря более конкретно, содействует осмыслению учащимися мира социальных отношений - основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей функционирования экономической системы, роли семьи в жизни общества и т.д. Обеспечивает «проигрывание» ролей учащимися основных социальных ролей (например, роли «гражданина», «коллеги»).Помогает учащимся вырабатывать некоторые самые необходимые социальные навыки - навыки сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций. К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:

Ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

Честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

Наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

Инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

Способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, содействует освоению подрастающим поколением самого сложного - искусства жизненной самоорганизации, которое в свою очередь предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов, выработку оптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Такая школа становится не только образовательным учреждением, но и особым институтом организованной социализации. Такая школа начинает выступать в роли активного субъекта молодежной политики.

Родители делают все возможное, чтобы направлять своих детей к правильному выбору. Вы надеетесь, что, когда ваш ребенок не уверен в курсе действий, он будет помнить ваши слова или придет к Вам с вопросами. Однако, ребенок посещает школу, которая также имеет большое влияние на его выбор и поведение.

Подготовительные занятия

В обзоре, опубликованном в журнале "Детская психология и Психиатрия" сообщили о долгосрочных преимуществах для детей, посещающих предварительную подготовку к школе. Такие дети поддерживают позитивные модели социального поведения и более высокую самооценку. Они пользуются доверием, что помогло им лучше учиться в школе.

Первый выбор одежды и определение собственного стиля

Именно в школе, приглядываясь к остальным детям, ребенок начинает формировать собственное представление о том, как он должен выглядеть. Часто он может брать пример с других детей, отдавая свое предпочтение тем или иным моделям и аксессуарам. Вы можете помочь ребенку с самоопределением, выбирая с ним вместе одежду онлайн, так, мы можем порекомендовать Интернет-магазин детской одежды Мамино Счастье https://www.momhappy.com.ua/ . С его помощью вы сможете ненавязчиво определить вкусы ребенка, деликатно подкорректировать его предпочтения в ходе совместных обсуждений, и, конечно, купить понравившуюся вам обоим одежду.

Рискованное Поведение

Учащиеся средних и старших классов более склонны к рискованному поведению, чем младшие дети. Когда дети превращаются в подростков, их стремление к самостоятельности заставляет их задавать вопросы сверстникам вместо родителей. Они могут испытать желание экспериментировать с наркотиками, сексом и другими опасными действиями. Общество подросткового здоровья и медицины в 2011 году опубликовало исследование, в котором были обнаружены сильные корреляции между мнением учеников о своей школе и уменьшением числа случаев рискованного поведения. Иными словами, подростки, которые чувствовали себя комфортно и безопасно в школе, были менее склонны к риску.

Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.

По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.

От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.

Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.

Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.

Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.

Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.

За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка , благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации


Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации


Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей , специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Loading...Loading...