Теоретическое основание формирования инклюзивного образования. Научно-теоретические основы организации инклюзивного образования детей с особыми. Понятие инклюзивного образования

Аннотация: в данной статье рассматривается трактовка понятия «ограниченные возможности здоровья», особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, акцентируется внимание на принципы инклюзивного образования и формирования индивидуальной программы обучения в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, ограниченные возможности здоровья, принципы инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека .

Поднимаемая проблема актуальна, так как возникает потребность у учителей начальных классов в необходимости использования специальных мнемотехник для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним требуется гуманное отношение, в обучении, учитывая их посильные возможности, но не выделяющее их из толпы сверстников.

Термин «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти .

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Дэвид Бланкет писал: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» .

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

4. Все люди нуждаются друг в друге

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Принципы формирования индивидуальной программы обучения в инклюзивной образовательной среде:

– подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);

– служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

– является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

– применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;

– является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

– составлена с целью повышения успешности ученика. Результаты инклюзии:

– у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

– адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

– мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;

индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

– появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

– педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;

– существуют процедуры оценки эффективности.

Инклюзивное образование гласит, что мы должны давать развиваться потенциалу каждого ребенка, не зависимо от того, здоров он или имеет какие-то ограниченные возможности здоровья. Он должен быть полноправным гражданином и «маленьким механизмом» большого общества, получать поддержку от учителей, родителей и сверстников. Он должен быть важен и нужен, не зависимо от своего здоровья, выполняя работу посильную себе .

Список литературы

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми – девяти лет / Л.И. Беленькая. – М.: Книга, 2009.

2. Дианова, В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4. – С. 19-24.

3. Загуменнов Ю.Л. Организация инклюзивного образовательного процесса в современной школе//Образовательная среда региона: от локальных инициатив к сетевому взаимодействию: Материалы открытой очно-дистанционной научно-практической конференции/МГИРО. – Минск: МГИРО, 2011.

4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская; отвечает О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6-11.

Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла свoего должного развития, - недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного oбразования. В связи с этим статья направлена на систематизацию и обобщение уже устоявшихся методологических позиций инклюзии, выявление проблемных мест и предлoжение новых решений.

В современном обществе возрастает понимание значимости человека как наивысшей ценности. Однако в нашей стране более 2 млн. детей oтнoсятся к категории детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции). Дети с инвалидностью составляют около 700 тысяч человек. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей .

Хотя новый закон «Об образовании в Российской Федерации» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27), в России превалирует трактовка инклюзивного образования только как обучения инвалидов в смешанных или коррекционных группах образовательных организаций. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), практический опыт стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня, позволяет сформулировать понятие инклюзивного образования более широко. При этом выделяются следующие группы лиц, относящихся к инклюзии: инвалиды, представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, в том числе ВИЧ-инфицированные, мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и др. Таким образом, можно говорить о понимании инклюзии, по крайней мере, в двух смыслах - узком и широком. Приведем примеры соoтветствующих определений инклюзии (инклюзивного образoвания). Заметим, что в этoм случае понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование», обозначающие процессы, рассматриваются как синонимы.

«Широкий» смысл инклюзии (инклюзивного образования):

Инклюзивное образование - это:

Более гибкий подход к обучению, уникальный процесс доступного образования для каждого , в котором ликвидированы барьеры , связанные с непохожестью oбучаемых, и созданы условия для самораскрытия потенциалов человека ;при этoм выигрывают все дети.

Процесс совместного образования типичных и Других / нетипичных обучаемых, в котором реализуется методика индивидуального подхода, учитывающая интеллектуально-личностный потенциал, который развивается, переводится в созидательное русло и оценивается в позитивном плане.

Такая специфическая форма организации процесса oбучения, при котoрой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе .

Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого oтдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех явлениях, протекающих внутри школы. Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик для полного принятия всего многообразия учеников, с их личными особенностями и потребностями. Она непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категoрий, таких как дети с ограниченными возможностями; ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников. Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и oбществом. Таким образом, инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала . Инклюзия - создание в группе условий, которые диктуются содержанием и методами обучения для полной включенности каждого; это способность коллектива или сообщества брать на себя ответственность и способствовать решению проблем, проистекающих из особенностей исходных данных ученика .

Инклюзия как своеобразная философия удовлетворяет потребности в образовании, раскрывает и развивает индивидуальные способности, поддерживает и придает уверенность, способствует хорошей адаптации, социализации, самореализации, приобретению опыта (коммуникативного, социального, психологического). Итог - гармонически развитая личность, не дистанцирующая себя от общества и не чувствующая отчуждения, способная к самостоятельной и полноправной жизни в обществе .

«Узкий» смысл инклюзии (инклюзивного образования):

- Инклюзивное образование (Inclusif - включающий в себя, Include - заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации oбразования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями. . Это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом . Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный этап в развитии мировой системы образования вообще - и подходов к образованию особенных детей , обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья (ОВЗ). Это одно из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира , цель которой - реализация права на образование без дискриминации . .

Инклюзия (от inclusion - включение) - прoцесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равнoправно участвовать в общественной жизни .

Сегодня в науке сосуществуют понятия, близкие по смыслу понятию «инклюзия» (инклюзивное обучение). Это - понятия «интеграция», «приспособленное обучение». Что же, собственно, предполагают собой понятия интеграции и приспособленного обучения?

По мнению норвежского педагога Г. Иттерстад , принцип инклюзии детей с ОВЗ можно считать продолжением школьной реформы 1970-80-х гг., нацеленной на интеграцию . Реформа стала комплексом мер, направленных против прижившейся практики сегрегации (обучение детей-инвалидов в закрытых учреждениях), когда дети, не вписывавшиеся в так называемый нормальный класс, обучались вне егo. Эта практика пренебрегала такими ценностями, как равенство и равноценность . Понятие интеграции привязывается к конкретному индивиду или группе индивидов с особыми пoтребностями, кoтoрые и должны приспосабливаться к сложившейся системе. Инклюзия предполагает, чтo все на равных принимают участие и в учебном, и в социальном общении. И теперь уже система сама должна измениться, чтобы приспособиться под нужды индивида . Самые разные источники утверждают, что инклюзия - это скорее идеологическое понятие , поэтому оно в большей степени отражает определенную позицию по данному вопросу, нежели описывает практику ее внедрения . Для лучшего усвоения отличия в содержании понятий «инклюзия» и «инклюзивное обучение» проведем аналогию с понятиями «дифференциация» и «дифференцированное oбучение», содержание которых уже боле четко отработано в педагогике (таблица).


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

АНАЛОГИЯ

(методологическое, более теоретизированное,

идеологическое понятие, позиция, отражает многоаспектное педагогическое явление)

ИНКЛЮЗИЯ

Дифференцированный

подход

методологическая ориентация учителя (педагога или руководителя организации), побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности (Г.К. Селевко).

Определенный акцент совокупности целей, содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе и определяемых технологией (И.М.Осмоловская)

Инклюзивный

подход

Дифференцированное

образование

ПРАКТИКА

ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ

Инклюзивное образование

Дифференцированное

обучение

Инклюзивное

обучение

Естественно, для практического использования всякое понятие следует операционализировать. С учетом того, какие отношения на уровне системы оказывают влияние на инклюзию, Брахман и Хауге операционализировали понятие инклюзии: а) повысить сплоченность - все ученики должны быть членами класса или группы, они должны составлять собой сплoченное классное сообщество и все принимать участие в школьной социальной жизни; б) пoвысить участие - все должны вносить свой вклад в общее единство по мере свoих возможностей; в) повысить демократизм - все должны быть услышаны, и все ученики и их близкие дoлжны иметь вoзможность высказаться и повлиять на решение, которое затрагивает их интересы; г) повысить отдачу и результативность - каждый должен получить обучение на высоком учебном и социальном уровне .

Выше представлены существующие мнения, что инклюзия есть трансформация а) общего образования; б) специального образования. Мы вполне согласны с известным подходом, что для достижения инклюзии необходимо построить «мост» между обычной и специальной педагогикой в форме приспособленного (инклюзивного) обучения. Термин «приспособленное обучение» предполагает, что школа приспосабливается к ученику, а не наоборот.

Уточняя понятийный аппарат инклюзивной педагогики, необходимо понимать, что он опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики, коррекционной педагогики, общей и специальной психологии, социологии, антропологии, медицины, физиологии и др. Помимо общих законов и общеизвестных педагогических принципов, инклюзивное образование подчиняется 8 специфическим принципам. Тезаурус инклюзии сегoдня находится в стадии станoвления, но непрерывнo развивается. Основными понятиями инклюзивной педагогики как отрасли научного знания являются понятия: инклюзивная педагогика, коррекционная педагогика, инклюзивный подход, инклюзивная образовательная среда, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивное обучение, лицо с ограниченными вoзмoжностями здоровья (ОВЗ), ребенок-инвалид, ребенок с особыми запросами в образовании, включающее образование, приспособленное образование и др.

Итак, после анализа сущности основных понятий, описывающих явление инклюзии, представим авторский взгляд на содержание методологии этого сложного феномена с выделением общеизвестных уровней - философского, общенаучного и частнонаучного в купе с технологическим.

- Аксиология - учение о ценностях. Именно сфера образования оказывается тем обширным и плодотворным полем, в рамках которого формируется личность. Сама культуротворческая деятельность предполагает создание и преобразование человеком самого себя, формирование целей и задач, шкалы приоритетов и ценностей, в соответствии с которыми он проявляет себя в окружающем мире. Аксиология занимается исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным поступкам. Главная задача аксиологии - показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каковы ее отношения к фактам реальности. Аксиологические идеи тесно пересекаются с идеями экзистенциализма. Экзистенциализм - поиск смысла, сущности человеческого существования. Поиск смыслов важен для всех субъектов, охваченных процессом инклюзии.

- Концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира. По мнению В.А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, в центре аксиологического мышления находится именно эта концепция. «Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и иное, отличное, что характеризует каждого отдельного человека» . Следовательно, философской основой инклюзии выступает идея интеграции вкупе с идеей единства общего, частного и особенного .

Идеи о творчестве человека как высшей деятельности. Применение этого подхода создает общность всей группы в процессе совместной социокультурной деятельности. Человек всегда решает труднейшую задачу - найти себя, стать и быть самим собой. Каждый человек осуществляет собственное творчество, проявляя умение продуктивного самосознания, умения сохранять стабильность, поддерживая гармонию душевного и телесного, чувственного и рационального. Благодаря этому, каждый человек способен к саморазвитию и может реализовать все свои потенции, став истинным и полноправным членом общества. Именно творчество способно вывести человека из состояния инертности, кризиса, пессимизма, страха и пр. Оно одновременно мобилизует и организует в человеке эмоции, ум и тело, сознательное, бессознательное и подсознательное.

Идеи философской антропологии о человеке как духовном существе, осознающем, учитывающем, преодолевающем витальную и социальную заданность, а потому свободном , открытом миру, возможностям развития, способном к поиску своего призвания, осмыслению своего бытия, к самоопределению (индивидуальному выбору), самореализации, приняты сегодня в качестве методологической основы инклюзивной педагогики .

Элементы социального конструктивизма как философского течения (в социальной модели инклюзии, или модели «включающего общества») позволяют критиковать общество, направленно его изменять и активно влиять на социальную государственную политику в интересах и в направлении соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Общенаучный методологический уровень инклюзии представлен совокупностью подходов.

Системный подход подразумевает преемственную, взаимосвязанную цепочку «инклюзивная школа - профессиональное образовательное учреждение - инклюзивная жизнедеятельность». Каждая из обозначенных составляющих, естественно, также представляется сложной системой, которая подчиняется синергетическим законам и принуипам. Следовательно, синергетический подход также применяется в качестве общенаучного основания инклюзии, продолжая и развивая системный.

Синергетическими признаками инклюзии выступают следующие принципы :

- принцип субъектности познающего сознания , новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по-новому осмыслить статус действующих лиц инклюзивного процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами инклюзивного образования;

- принцип дополнительности , смысл которого в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что монолог Другого / особенного по схеме «сам с собой» уступает место смысловому инклюзивному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности; тесно связан с принципом противоречивости процесса развития - самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных структур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне. И в этом смысле задача инклюзии - активизирвоать внутренний потенциал личности;

- принцип нелинейности развития личности - формирование личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития;

- принцип признания самоценности каждой личности - с позиции синергетики, личность есть открытая возможность;

- принцип флуктуации (отклонения) - любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в инклюзивном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию».

Парадигмальный подход означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики инклюзивных процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно-ориентированного, системно-деятельностного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека.

Акмеологический подход как методологичсекая основа инклюзии подразумевает достижение каждым участником инклюзивного процесса наивысшей «вершины» в развитии своего личностного потенциала и самоактуализации.

Конкретнонаучный и технологический уровни методологии инклюзивной педагогики представлены также совокупностью подходов.

Аксиологический подход выступает фундаментом инклюзии и социальной интеграции в целом. Педагогическая аксиология в свою очередь является междисциплинарной областью знания, рассматривающей образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности. Это позволяет рассмотреть образование как социокультурный феномен, который находит свое выражение в основных идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы. Важнейшая ценность - признание права каждого человека на уважение и принятие его индивидуальных особенностей - нашла свое воплощение в реальной возможности людей с ОВЗ обучаться в общеобразовательных организациях. В 60-70-х гг. XX в. впервые в истории человечества статус людей с ОВЗ и инвалидов был приравнен к статусу здоровых людей. Представления о ценности свободы, равных правах, признание человеческого достоинства - аксиологические основания теории и практики инклюзивного образования. Принципы инклюзивного образования включают в свое содержание основные ценности, которыми должно руководствоваться образовательное сообщество: уникальность каждого; способность чувствовать и думать; право на общение; реальные взаимоотношения; поддержка и дружба ровесников; достижение прогресса, разнообразие.

Командный подход акцентирует внимание на взаимодействии специалистов с семейным окружением нетипичных обучаемых. Он дополняется кондуктивным подходом, подключающим семью и ее как положительное, так и отрицательное влияние на степень включенности нетипичного в среду обучения.

Средовой подход производит анализ окружающей среды и ее влияния на то, чего достигает нетипичный в процессе обучения.

Индивидуальный подход к каждому участнику инклюзии обеспечивается личностью преподавателя, выстраивающего методику и стратегию прогрессивного обучения. Подход к обучаемым исходит из учета их личностных характеристик и знания психологии. Тесно связан с личностно-ориентированным подходом .

Индивидуально гибкий подход к личности обучаемого основан на творческом подходе . Творчество, трактуемое как процесс создания чего-то нового, ценностного, можно рассматривать предельно широко применительно к инклюзивному образованию. В данном контексте творчество есть 1) среда обучения; 2) процесс соединения способности мышления и деятельности; 3) процесс создания человеком самого себя, благодаря чему он преобразуется, изменяется, креативно перестраивается, становится иным, обретая новые возможности саморазвития; 4) процесс создания собственного духовного мира ценностей и взглядов на мир, вырастающих из калокагатийной установки; 5) процесс обнаружения новых смыслов бытия в результате образования. Следовательно, творчество имеет онтологический и гносеологический статус, связанный с антропологической проблематикой.

Именно личность преподавателя задает творческий дух обучаемым, что имеет продолжительные последствия в их жизнедеятельности, служа основой для социальных инноваций в будущем. Педагог, внедряя креативные практики в процесс инклюзии, должен руководствоваться принципами В. Зифера, изложенными им в книге «Гений во мне»: 1) не бояться низкого IQ - он не показатель уровня интеллекта; 2) отбросить предрассудки, существующие в обществе; 3) применять стратегию маленьких шагов, ведущих к большому успеху; 4) знать, что из слабости возникает сила; 5) помнить, что спорт полезен не только для тела, но и для мышления; 6) необходимо достаточно спать .

Творческие техники, внедряемые в учебный процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют быстро усвоить учебный материал, сопровождаются различного рода переживаниями, в том числе, этическими и эстетическими.

- Интеграционный и инклюзивный подходы отражают сущности «медицинской», или «биологической» модели, и модели «включающего общества» .

Антропологический подход исходит из положения о том, что человек с ОВЗ в большей мере нуждается в образовании, которое дает ему импульс к саморазвитию, самореализации в плане телесного и духовного развития. Инклюзия способствует социализации обучающегося благодаря диалогу и активному взаимодействию с социокультурным окружением на протяжении всей жизни.

Механизмом реализации философско-методологических идей и правовых норм инклюзивного образования в отечественной практике выступит разработка специальных стандартов общего образования для лиц с ОВЗ. В связи с этим все более актуальным становится технологический подход , рассматривающий инклюзивное образование как четко сконструированную систему последовательных операций, приводящую к образовательному успеху.

Значимую роль в методологическом оснащении любой отрасли знания играют принципы , которые выступают как связующие элементы между закономерностями и практикой, как регулятивные нормы практики, отражаясь в раскрывающих сущность принципов правилах, инструкциях, распоряжениях. В инклюзивной педагогике начата работа по формулировке таких принципов. В частности, в связи с рассмотрением аксиологических основ инклюзии, речь уже шла о 8 общепринятых принципах. В дополнение к обозначенной системе, а также к совокупности принципов инклюзии, вытекающих из её синергетических оснований, мы обнаружили также мнения по включению в систему инклюзивного образования принципов по созданию соответствующего образовательного пространства : принцип приспособленного обучения; принцип альтерогративности (от лат. A lterum - другой, чужой; grata - приветствовать); принцип активного вовлечения в инклюзивное образование всех субъектов образовательного процесса ; принцип подвижности (варьирования); принцип индивидуально-личностного подхода к здоровым и аномальным детям; принцип комплексности, тесно связанный с междисциплинарным подходом к разработке стратегии, тактики и динамики сопровождения особого ребенка.

В качестве теоретических основ инклюзии выступают идеи компромиссности; отсутствия дискриминации по любому признаку в образовании; многоообразия как ресурса развития и совершенствования образования; становления и самореализации каждого человека; модель «включающего» общества, или социальная модель ; модель «медицинская », или «биологическая ».

- Модель «включающего» общества, социальная модель . Здесь критике подвергается господствующий в обществе дискурс: особенно идеология правящего класса, неравенство в распределении средств производства, исследования «странных». М. Фуко считает, что власть проявляет себя путем косвенного насилия, навязывая свою идеологию. Люди же, осуществляя процесс вхождения в поле культуры, некритически усваивают навязанное. При этом противопоставляются понятия «нарушения » (impairement ) и «неспособности » (disability ). Ученый считает, что первое понятие олицетворяет физические/психические особенности, присущие человеку, а второе - воплощает социальную конструкцию, соответствующую парадигмальной установке, принятой в обществе. Когда эта установка переносится на индивида, то все, что связано с какими-либо отклонениями, называется «неспособностью» и ведет к дискриминации всего, что не вписывается в общепринятый стандарт. Медицинские/психологические описания нетипичных отражают их реальные проблемы и потребности, не являясь следствием неспособности. В связи с этим, дискурс о нетипичном имеет значение для нового конструирования социальной реальности и ее практик. В целом, в рамках этого подхода культурное различие воспринимается как условие дальнейшего развития и взаимодействия . В результате внедрения методологии социального конструктивизма само общество и его институты благожелательно встречают нетипичного, адекватно включая его в социальное функционирование, тем самым способствуя его росту, развитию и самовыражению на равных правах.

- «Медицинская », или «биологическая » модель . Здесь изучается процесс становления, формирования и развития человека в рамках определенного культурного ландшафта, его социализация и освоение присущих обществу представлений, норм и ценностей. В результате внедрения этой модели появились специальная психология и педагогика (например, дефектология, олигофрено- и тифлопедагогика). В рамках этого подхода в качестве дискуссионных тем стали проблемы, связанные с разделением на норму и патологию, способность и неспособность. При этом здесь речь идет о помощи людям с различными нарушениями, их возможной коррекции при адаптации в рамках системы образования.

Концепция Специального ФГОС, специальные образовательные стандарты также рассматриваются как теоретические основания инклюзии в образовании. Однако в Концепции (раздел 2.3.) при выделении 4 базовых вариантов стандарта (А, В, С, Д) инклюзивное образование предусмотрено только для обучающихся по стандарту А. Для всех остальных обучающихся с ОВЗ по уровню развития отнесенных к получающим образование по стандартам В, С, Д предусматривается нахождение «в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья».

В условиях определения стратегии и тактики решения обозначенной проблемы - недостаточной разработки теоретико-методологической базы инклюзивного образования - задача всех заинтересованных субъектов общества сегодня заключается в интегрировании усилий в «горячих точках» развития инклюзивной педагогики, специальной психологии и других сопровождающих наук, а также соответствующей образовательной практики.




3..






6 Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр.inclusif - включающий в себя - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса


7 Какое образование называется инклюзивным? Закон об образовании Российской Федерации: «инклюзивное образование» понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».


8 Какое образование называется инклюзивным? Неверные представления об инклюзии: Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию




10 Идеология инклюзии Инклюзия – социальная концепция. Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе. Идея «включающего» общества - изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали принятию и участию всех членов этого общества. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей.


11 Инклюзия в образовании как условие инклюзии в обществе «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет


12 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 1. С начала до середины 60-х годов ХХ века «медицинская модель», «сегрегационная», способствующая изоляции людей с ОВЗ. 2. С середины 60-х до середины 80-х годов «модель нормализации»(«интеграции»), интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. 3. С середины 80-х годов ХХ века до настоящего времени «модель включения», т.е. инклюзия


13 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Идея заботы о ребенке, которому требовались особые условия для успешного обучения Условия: -специальные материально-технические средства; -наличие специальных педагогов; -специальные программы обучения, учитывающие возможности ребенка; -медицинское сопровождение; -предпрофессиональная и профессиональная подготовка.


14 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы: -неготовность воспитанников с ОВЗ к полноценной социальной жизни, -оторванность от общества, замкнутость в своей социальной группе; изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, т. к. часто специальные (коррекционные) учреждения находятся далеко от места проживания ребенка, -общение с детьми одного уровня не способствует полноценному развитию речи, -не происходит социализация ребенка в общество, за отсутствием его


15 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Медицинская модель Минусы: -проблема дезинтеграции людей с ОВЗ носит двусторонний характер: наряду с неготовностью людей с ОВЗ к включению в полноценную жизнь в социуме, присутствует и нежелание большинства людей без отклонений в развитии существовать в одном пространстве с инвалидами.


16 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Идея воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет. Источник формирования так называемых «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества» Интеграция в этом контексте обычно рассматривалась как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении.


17 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Принципы: - ребенок с особенностями развития человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности; - общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально приближенные к нормальным (отсюда и название модели).


18 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Следствия («+»): - изменение государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств; - изменение позиции самого человека с ОВЗ в части ответственности и права на самостоятельную жизнь.


19 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель нормализации»(«интеграции») Минусы: - нормализация не предполагала учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе. - актуализация вопроса, что есть «норма» и кто, по каким критериям ее будет определять


20 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Модель «включения» (инклюзивного образования) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация): - каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; - каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;


21 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; - лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;


22 Исторический аспект развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Принципы инклюзивного образования на международном уровне (Саламанкская декларация) : - обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.


23 Понятие интеграции Ин теграция: « …это способ помещения ребенка с ОВЗ в образовательную среду массовой школы, как правило, с использованием дополнительных вспомогательных средств для получения ребенком доступа к ресурсам школы; изменение ребенка с целью его соответствия социальной и образовательной среде школы» (Р. Райзер).


24 Понятие инклюзии Инклюзия: «…оценивание всех детей безотносительно типа или степени дефекта, переустройство учреждения с целью устранения барьеров таким образом, чтобы обучение позволяло оценивать индивидуальность ребенка, степень его участия и вовлеченности в процесс обучения». (Р. Райзер).


25 Отличия инклюзии и интеграции Главное отличие интеграции и инклюзии, заключается в различии объектов, на которые оказывается воздействие: - в интегрированном образовании – попытка изменить ребенка с ОВЗ, - в инклюзивной модели – изменение образовательной среды, с учетом индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.


26 Отличия инклюзии и интеграции Интеграция: -Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ; -Изменение обучающихся с ОВЗ, с целью их соответствия существующей образовательной практике; -Адресное использование форм и методов работы, принятых в коррекционных учреждениях; -Преимущество от этого процесса получают только обучающиеся с ОВЗ; -Ассимиляция.


27 Отличия инклюзии и интеграции Инклюзия: -Внимание направлено на всех обучающихся; -Изменение образовательной среды в целом, с целью предоставления возможностей для развития и реализации всем обучающимся; -Использование специальных методов неотрывно от общего образовательного процесса; -Преимущества получают все обучающиеся; -Трансформация.










32 Принципы инклюзии в школе (м/н) 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека


33 Принципы инклюзии (по Шипициной) -признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; -повышение степени участия учеников в культурной жизни школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни; -реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;


34 Принципы инклюзии -устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; -анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;




36 Принципы инклюзии -улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; -признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей; -развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе (Шипицина)


37 Содержательные и организационные подходы, способы, формы -индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося ребенка с ОВЗ по развитию академических знаний и жизненных компетенций; -социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;


38 Содержательные и организационные подходы, способы, формы психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; портфолио учащегося ребенка с ОВЗ; компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;


39 Содержательные и организационные подходы, способы, формы повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;


40 Содержательные и организационные подходы, способы, формы адаптивная образовательная среда доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); адаптивная образовательная среда оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); адаптивная образовательная среда коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;


41 Содержательные и организационные подходы, способы, формы сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.


42 Подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Домашнее обучение Дистанционное обучение Инклюзивное обучение




44 Проблематика: 1. Отсутствует стратегия развития инклюзивного образования в крае, не оформились структуры и органы, которые бы направляли и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования, Ресурсные центры и т.д.). 2. Имеются отдельные пробы создания инклюзивных практик образования в ДОУ и школах


45 Проблематика: 3. Недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта регионального и отечественного инклюзивного образования. 4. Внятно не сформирован заказ на исследования и разработки относительно проблем реализации инклюзивного подхода в образовании, научно- методическое сопровождение и разработку программно-дидактических материалов и методических пособий для обеспечения инклюзивного образования


46 Проблематика: 5. Отсутствуют экономические и финансовые механизмы реализации инклюзивной практики. (Школа, являющаяся инклюзивной, требует дополнительных финансовых вложений (финансовая поддержка учителя инклюзивного класса, финансирование ставок ассистента учителя, тьютора, логопеда и т.д. для сопровождения ребенка с ОВЗ), финансирование дополнительных занятий педагога с ребенком с ОВЗ во внеурочное время; финансирование ПК педагогов, разработки и приобретения методического обеспечения учителя)


47 Проблематика: 6. Интолерантность мышления общества (в т.ч. профессионального сообщества), наличие стереотипов и предрассудков, неготовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы инклюзивного образования 7. Необеспеченность образовательного процесса нормативно-правовой базой в части регулирования процесса инклюзии детей с ОВЗ в систему общего образования, в части организации индивидуального обучения, инклюзивного обучения детей с ОВЗ.


48 Проблематика: 8. Недостаточность оснащения образовательного процесса техническими и дидактическими средствами обучения, затрудненность архитектурной доступности образовательных учреждений для организации обучения отдельных категорий детей с ОВЗ. 9. Недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.


49 Целевые ориентиры и основные задачи образовательной политики по направлению Цель политики - качественное и планомерное усовершенствование системы образования детей с ООП путем внедрения инклюзивного образования, учитывающего разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей и направленного на их полноценное развитие и самореализацию, социальную, профессиональную, жизненную успешность.
51 Организационно-управленческие изменения - разработка стратегии развития инклюзивного образования в крае, создание структуры и органов, которые бы направляли, координировали и обеспечивали развитие инклюзивной практики в крае (Советы по развитию инклюзивного образования), расширение функций Краевого ПМПК - разработка нормативно-правового и финансового обеспечения инклюзивного образования. Пересмотр имеющейся региональной базы, разработка примерных нормативных актов, которые в дальнейшем смогут быть приняты органами местного самоуправления.


52 Организационно-управленческие изменения - создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования (материально-техническому и методическому), в том числе использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений.


53 Организационно-управленческие изменения - межведомственное взаимодействие: 1) создание сетевой модели взаимодействия ряда структур: коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры для детей; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, КГПУ, ИПК, краевая ПМПК – для специалистов; коррекционная школа, общеобразовательная школа, ППМС-центры, общественные организации и фонды – для родителей.


54 Организационно-управленческие изменения 2) создание единой межведомственной базы данных детей с ОВЗ, позволяющей получить наиболее полную информацию о потребностях особых детей в образовательных, реабилитационных, социальных и прочих услугах; 3) реализация моделей сетевого взаимодействия государственных учреждений социальной помощи, медицинской помощи с государственными общеобразовательными учреждениями для сопровождения детей с ОВЗ;


55 Организационно-управленческие изменения - апробация моделей сетевого взаимодействия учреждений и образовательных организаций на территориях для обеспечения реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; - создание инклюзивных школ-пилотов, школ- лабораторий; - поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы инклюзивного образования, создание стажировочных площадок и инновационных сетей по распространению лучших практик;


56 Организационно-управленческие изменения - создание и размещение информации на сайте Министерства образования края «паспортов доступности» ОО - обустройство структуры, которая будет проводить исследования, разработку и мониторинг для обеспечения организации инклюзивной практики; - создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды с учетом образовательных потребностей всех учащихся (технические приспособления, игровое пространство отдельно для гиперактивных детей и для аутичных детей на перемене)


57 Организационно-управленческие изменения - разработка и реализация программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений. Введение дисциплин, необходимых для овладения инклюзивными технологиями обучения во всех ВУЗах, готовящих педагогов и психологов. - создание команд сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении


58 Организационно-управленческие изменения - обеспечение вариативности структуры и содержания образовательного процесса с применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов, разноуровневого обучения, вариативное расписание -создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ в системе общего образования.


59 Организационно-управленческие изменения -отработка технологий поддержки педагогов инклюзивного образования (ресурсные центры) на базе ИПК, ПМПК и коррекционных школ, -сотрудничество с общественными организациями родителей детей с ОВЗ, привлечение родителей детей с ООП к участию в образовательно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности


60 Содержательные изменения - Разработка методологических оснований инклюзивного образования в условиях российской системы. - Разработка и введение стандартов качества образования в обучение детей с ОВЗ; -Изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды). - Разработка и внедрение учебных и дидактических комплектов с применением дифференцированного и разноуровневого подхода в условиях единого образовательного пространства.


61 Содержательные изменения - Разработка методов и педагогических технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе). - Разработка технологий психолого- педагогического сопровождения детей с различными нарушениями на всех ступенях инклюзивного образования (от дошкольного до высшего профессионального образования).


62 Ценностные изменения - Изменение философии образования: от «образования для образования» к «образованию для развития», утверждение как приоритетных ценностей партнерства, сотрудничества, принятия и поддержки. - Преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с детским и родительским сообществом, с бизнесом и работодателями по формированию культуры отношения к людям с ОВЗ; - Формирование сообщества, разделяющего идеи равноправия и принятия, стимулирующего развитие всех своих участников, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

Инклюзивное образование младших школьников

«Включающее образование это шаг на пути

достижения конечной цели – создания включаю-

щего общества, которое позволит всем детям и

взрослым, независимо от пола, возраста, этниче-

ской принадлежности, способностей, наличия или

отсутствия нарушений развития, участвовать

в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

В таком обществе отличия уважаются и

ценятся, а с дискриминацией и предрассудками

в политике, повседневной жизни и деятельности

учреждений ведется активная борьба».

Митчелл Дэвид

2012 учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования. Многие из вас уже слышали это загадочное слово «инклюзия». Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Инклюзия - социальная концепция гуманизации общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное совместное образование

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В основе инклюзии лежит идея включающего общества . Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется
на
восьми принципах:

    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    Каждый человек способен чувствовать и думать;

    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    Все люди нуждаются друг в друге;

    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимое условие перехода к инклюзивному образованию – готовность школы меняться.

Для развития инклюзивного образования нужны системные изменения, которые не происходят быстро: организация «безбарьерной» среды, преодоление распространенных стереотипов и предрассудков, готовность педагогов, учеников и родителей принять новые принципы образования, развитие новых методик и технологий обучения, техническое оснащение образовательных учреждений и т.д.

В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.

Так же необходимо обеспечение:

    Индивидуальных образовательных маршрутов

    Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет

    Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка

    Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве

Формы инклюзивного образования:

    Школа будущих первоклассников

    Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)

    Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции

    Школа надомного обучения

    Семейное обучение, экстернат

Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я. Гальперина.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности , хотя ставить разные задачи ,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

При выборе технологий и методик обучения этой группы детей нужно учитывать

1) специфические особенности учеников и причины и механизм возникновения этих особенностей;

2) образовательные задачи на каждой ступени обучения;

3) особенности взаимодействия в детском сообществе

Обучение проходит по ИОМ (индивидуальным образовательным маршрутам) с учетом потребностей ребенка.

Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития.

Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена

    Включение – это больше, чем интеграция

    Дети учатся вместе в обычной школе

    Специалисты приходят помогать детям

    Обычные школы изменяются

    Обращается внимание на возможности и сильные стороны ребенка

    Дети воспринимают человеческие различия как обычные

    Ребенок с ограниченными возможностями получает полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

    Взгляды и мнения детей с ограниченными возможностями становятся важными для окружающих

«Инклюзия нацелена не на изменение или исправление ребенка, а на приспособление социальной и образовательной среды к возможностям данного ребенка»

(проф. Ульф Янсон)

Главный принцип инклюзивного образования - не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Как "изменять" и "готовить" общество к процессу интеграции

Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям.

Основные задачи ОУ, реализующего модель инклюзивного образования

    Создание единой образовательной среды для детей, различающихся возможностями;

    Организация эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

    Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;

    Создание системы развития толерантного самосознания у сверстников;

    Обеспечение взаимодействия специалистов команды взаимодействия

Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы - это работать с разными детьми , и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.

Основной вопрос практиков «Как?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %.

Нужно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2. Сущность и концептуальные основы инклюзивного (интегрированного) образования 3. Состояние и перспективы моделирования и проектирования инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении (организации) 4. Проблемы разработки и реализации адаптированных общеобразовательных программ

Литература 1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ № 273. – М. , 2013 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. , 2010 3. Профессиональный стандарт педагога. – М. , 2013 4. Актуальные вопросы организации обучения отдельных категорий детей в образовательных организациях / под редакцией Т. Г. Зубаревой. – Курск, 2015 5. Бутенко В. Н. , Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. - 2010, С. 46 -55 6. Вачков И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников // Психологическая наука и образование. - 2011. № 3. С. 59 -65

7. Дмитриев А. А. , Дмитриева С. А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» . // Социальная педагогика. - 2011. № 3. С. 57 -68 8. Зубарева Т. Г. Проектирование инклюзивной образовательной среды: проблемы и решения. - Курск, 2010 9. Лубовский В. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения // Специальная психология. -2008. № 4. С. 11 -21 10. Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 5 -9 11. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителядефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. - М. : ВЛАДОС, 2003 12. Худин А. Н. Модернизация специального образования в регионе: опыт и перспективы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. № 7 С. 3 -7

Интеграция процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов; процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных элементов

Интеграция форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживает и развивает общество

Интегрированное обучение предполагает адаптацию ребёнка с ООП к требованиям образовательной организации; приведение в соответствие потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья с требованиями системы образования

Инклюзия англ. inclusion - включение, добавление, присоединение термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах

Инклюзия основывается на целях единого образовательного пространства для гетерогенных (неоднородных) групп, в котором имеются разные образовательные маршруты

Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех, развитие общего образования в плане приспособления его к различным потребностям ребёнка

Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы образования, а инклюзия – адаптацию системы к потребностям всех детей

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) г. Москва (2001 г.) / Международная научно-практическая конференция

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Лубовский В. И. (академик РАО) Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного образования (Специальная психология. – 2008. № 4)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Дмитриев А. А. , Дмитриева С. А. (Тюмень, гос. унив.) Интегрированное обучение детей: «за» и «против» (Социальная педагогика. – 2011. № 2)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Назарова Н. М. (Московский городской пед. университет) К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции (Психологическая наука и образование. – 2011. № 3) / Международная конференция

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Малофеев Н. Н. (Директор института коррекционной педагогики) Похвальное слово инклюзии или речь о защите самого себя (Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. № 1)

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Смолин О. Н. (зам. председателя комитета по образованию Государственной думы - доклад) Эксклюзив об инклюзии (Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. № 8). 12 предложений

Эволюция взглядов и подходов к проблеме Семаго Н. Я. , Семаго М. Л. (Московский ГППУ) Инклюзивное образование: от методологической модели к практике (серия статей в сети Интернет) Жигорева М. В. (МГГУ им. М. А. Шолохова) Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. № 3) материалы конференции

Комбинированная интеграция дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующего или близкого к норме, по одному - два человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога

Частичная интеграция дети с проблемами в развитии, ещё не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия)

Временная интеграция Все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психо-физического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1 -2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (например, праздников, соревнований, отдельных занятий и т. д.)

Полная интеграция для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по одному – два человека включаются в обычные группы детского сада и классы школы (близлежащих к дому). При этом, как правило, они получают коррекционную помощь не в самом образовательном учреждении, а в логопедическом пункте детского учреждения; в группе кратковременного пребывания специальных ДОУ или средн. школах; в разнообразных центрах (сурдологических отделениях поликлиник), реабилитационных центрах

Loading...Loading...