Правило в полных страдательных причастиях пишется нн. Одна и две н в кратких причастиях правило. Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени: если причастия образованы от приставочных глаголов: вы-читанная рукопись, на-клеенная картинка, по-крашенный забор, про-йденный путь, про-смотренный фильм;

если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг, три года тому назад писанная картина, крашенная маляром крыша, мощенная булыжником дорога;

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать), казненный (казнить), купленный (купить), лишенный (лишить), плененный (пленить). Н пишется в отглагольных прилагательных: если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн-, -ёванн-): белёный дом (белить - глагол несовершенного вида), бешеная собака, вареный картофель, вороненая сталь, каленый штык, сушеная ягода;

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол), груженая баржа (но: груженная песком баржа).

Примечание. Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных в некоторых случаях осуществляется не только по наличию или отсутствию приставок и зависимых слов, но и по смыслу. Например, и словосочетаниях то"пленная печь и топлёный жир признаки, обозначаемые словами то"пленная и топлёный, разно го свойства: в первом случае сохраняется глагольное значение (налицо временной предел), т. е. определение выражено причастием; во втором случае назван признак постоянный (ср. также: топлёное молоко, топлёное масло), т. е. определение выражено прилагательным. Смысловое различие наблюдается и в таких предложениях: Будучи раненным, командир еще отдавал приказания (слово будучи вносит временное значение в форму раненным, усиливая тем самым ее глагольность). - На опушке показались солдаты, выносившие убитых и раненых товарищей (признак обозначен прилагательным).

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:

при кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля; ср.: Территория около нового дома еще не благоустроена (причастие). - Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна (прилагательное); Сыновьям всегда везло, и они были избалованы судьбой (причастие). - Сыновья были капризны и избалованны (прилагательное); Статья начитана для записи на пленку (причастие). - Девушка была музыкальна и начитанна (прилагательное); Население было взволновано сообщением по радио. - Море сегодня взволнованно;

краткие страдательные причастия употребляютсяв конструкциях с зависимым инфинитивом: Студентка намерена отвечать на вопрос; с зависимым дополнением: Спортсмены были уверены в победе; (но: Броски баскетболистов были точны и уверенны - без дополнения).

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с н (если они образованы от приставочных глаголов, что сближает их с причастиями): Глаза у нее были заплаканы (ср.: заплаканные глаза); Пальто его было поношено (поношенное пальто).

Примечание 2. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспитанник (воспитанный), избранник (избранный), священник (священный), ставленник (ставленный) (об образовании слова "ставленник" см. "Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов", пр. 1), вареник (вареный), копчености (копченый), мученик (мученый), мороженое (из прилагательного мороженое - морозить); организованно входить (организованный), путано отвечать (путаный), удивленно смотреть (удивленный).

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Образцы рассуждения

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ

"Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_н ый и вместе обрадова_н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше_н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_н ых и незва_н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова_н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_н ый, торопливый, немножко стесне_н ый и раздраже_н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле_н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_н ый идет...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова_н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида_н ого взял - шиш, по службе - ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_н ому есть чувству уголок!..
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева_н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете_н ый, бодрый ум
Работает меж тем...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните : необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Дополнительные материалы.

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Русский язык настолько многообразен, что у большинства людей создается впечатление невозможности освоения материала, но это не так.

Необходимо запомнить ряд правил, одно из которых «Правописание «н» и «нн» в причастиях». Оно поможет любому школьнику, студенту и человеку, умудренному опытом, в правильном оформлении текста и выполнении упражнений.

Правописание «Н» и «НН» в причастиях

Когда писать одну «Н»

Если в начале слова отсутствует приставка, то пишется одинарная буква. Варианты: мощен ые улицы, жарен ый картофель. Причастие перерождается в прилагательное.

Если слово состоит из двух словесных единиц и несет на себе перегруженность символами, так же пишется одинарный вариант. Вариант: глажен ый-переглажен ый галстук. Такое слово тоже имеет значение прилагательного, его наилучшего качества.

Получается так, что смысловое значение слова зависит и от его написания, а также принадлежности к типу.

Две «НН» в причастиях

В суффиксах причастий страдательной формы размещается удвоенная «н».

Так происходит, когда в слове размещена приставка:

  • пере правленн ая книга;
  • отрезанный ломоть;
  • за мощенные дороги;
  • пере жаренный картофель;
  • пере хоженн ая дорога;
  • учительница непре клонна.

Двойное «Н» пишется в причастиях без приставок в формах совершенного вида. Варианты: плененн ый, брошенн ый, решенн ый. А также в тех причастиях, которые образованны от вида несовершенного. Варианты: читанн ый, слыханн ый.

«Н» и «НН» в отглагольных прилагательных

Когда пишется «Н»

Прилагательные, имеющие в основе глагол, не похожи на причастия – в них не используется обычная приставная часть. Таким образом, слова, созданные на основе глагола и не содержащие при себе приставки, являются прилагательными. Примеры: жеван ый лист, кован ый гвоздь, смышлен ый парнишка, хожен ый путь, квашен ая капуста.

Приставка НЕ не оказывает изменений на слова, пишется одинарная буква. Варианты написания: незван ый кот, нехожен ый овраг.

Одна буква пишется в сложных прилагательных, которые имеют два корня и два значения. Примеры: цельнокроен ый (скроенный целиком), златокован ый (выкованный из золота).

Есть разные по значению выражения. Например, назван ый друг. Является прилагательным (отглагольным) и имеет смысл не родной, а являющийся братом в случае каких-то обстоятельств.

Но есть другой вариант — названн ый в честь кого-то . Получается, человеку дали имя в честь бабушки, дедушки. Такое слово будет причастием, и писаться будет с двумя буквами.

Случаи написания «НН»

«Являясь ранн еным, офицер оставался в дивизии». Такое предложение заменяет следующую фразу: «Солдата ранили , но он не покинул свою боевую территорию».

В данном случае получается обратное явление, происходит перерождение в причастие.

Двойное Н пишется в случаях использования «ОВАННЫЙ» И «ЁВАННЫЙ» – те, которые не входят в корень. Варианты: жалованный титул, корчёванный путь.

Исключения

Исключительные варианты для запоминания: виденн ый, деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недреманн ое (око), нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, окаянн ый, священн ый, считанн ый, чванн ый, чеканн ый.

Правописание «Н» и «НН» в прилагательных, образованных от существительных

Одна буква размещается в суффиксальной части слова «АН» , «ЯН» и «ИН» . Варианты: ржаной, смоляной, голубиный.

В сочетаниях «ЕНН» и «ОНН» используются сдвоенные буквы. Варианты: каменный, оконный. В данном случае одинарная буква «Н» приходится на корень, а другая на суффикс.

Но есть исключительные варианты: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый. Их следует запомнить.

Как выбрать что писать «н» или «нн» в прилагательных и причастиях

Мы рассмотрели разные варианты использования и написании «Н» внутри причастий и прилагательных. Исходя из проанализированного материала, можно сделать нижеприведенный вывод.

Все причастия пишутся со сдвоенными буквами «Н». Все прилагательные слова, изначально созданные от глагола, используют одну «Н», кроме слов-исключений, которые необходимо запомнить.

Прилагательные, берущие начало у существительных, пишутся с двумя буквами «Н», если одна буква размещена в корневой части, а другая в суффиксальной. С одной буквой «Н» , если она находится непосредственно в суффиксальной части.

Не забываем об особенных словах, которые нужно запомнить. И напоследок, несколько примеров применения правила.

Причастие

Всегда двойное НН

Отглагольное прилагательное Прилагательное
Есть приставка:

пере правленн ая книга

Не используется приставка:

мощен ые дороги

Суффиксы «АН», «ЯН», «ИН»:

ржаной, глиняный, соловьиный

Есть приставка «НЕ» и другая приставка:

неприкаянн ый офицер

Приставка «НЕ» — ставим одинарную букву:

незван ый гость

В сочетаниях букв «ЕНН» и «ОНН»:

каменный, оконный

Нет перед словом приставки, но оно совершенного или несовершенного вида:

плененн ый, брошенн ый, решенн ый, читанн ый, слыханн ый

Слово включает в себя два корня:

цельнокроен ый

Слово занимает место глагола:

Являясь раненн ым, офицер оставался в дивизии.

В случаях использования «ОВАННЫЙ» и «ЁВАННЫЙ»:

жалованный титул,

корчёванный путь

Слово включает в себя два схожих по значению слова:

глажен ый-переглажен ый галстук

Исключительные варианты:

виденный, деланный, желанный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, окаянный, священный, считанный, чванный, чеканный.

Исключения с двумя и одной «Н»:

стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый, ветрен ый

Loading...Loading...