Государство и право Киевской Руси (IX – XII век). Древнерусское государство и право (IX-ХII вв.) Русская Правда Древнерусское государство и право какие существовали законы

Логика исторического развития человеческого общества со всей очевидностью доказывает, что государственность славянам не была и не могла быть привнесена извне - ни варягами-скандинавами, ни хазарами: государственность как таковая складывается в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. Однако на протяжении целого ряда веков вопрос об образовании Древнерусского государства оставался предметом споров: в «Повести временных лет», древнейшей русской летописи, содержится чрезвычайно мало сведений (хронология которых весьма сомнительна) о событиях IX в., к которому относят формирование государства Русь.

Тем не менее элементы истины в легенде о «призвании варягов», по-видимому, имеются: славяне, как это было принято позднее и на Руси, и в Западной Европе, могли призвать нескольких варяжских конунгов (князей) с их дружинами в качестве «военных специалистов». При этом, хотя истории известно активное участие викингов-норманнов («северных людей», называемых на Руси варягами) в государственном строительстве европейских держав, следует подчеркнуть, что уже начиная с М.В. Ломоносова ряд исследователей допускает славянское происхождение Рюрика, Синеуса и Трувора (весьма интересным в этом смысле представляется эссе В. Чивилихина «Память»).

Так или иначе, правомерно говорить о том, что в IX в. в Восточной Европе возникло несколько княжеств, во главе которых стояли «призванные» русские князья. Из арабских и византийских источников видно, что важнейшим из этих политических объединений были Киевское, а также северное, сложившееся в районе возникшего несколько позже Новгорода.

Именно с конца IX века, когда в результате похода северного правителя князя Олега на юг, захвата им Киева и закрепления в нем произошло объединение южного и северного политических центров восточных славян, становится возможным говорить о начале формирования Древнерусского государства.

Общественный строй

Начиная с ХI в. в социальной структуре Древнерусского государства все более отчетливо просматриваются основные признаки феодальных отношений.

Появляется вотчина - от слова “отчина” - отцовская собственность, передаваемая по наследству. Вотчину можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Каким путем формировались вотчины - за счет княжеских пожалований или естественным образом в ходе хозяйственного освоения земель - точно не установлено, известно лишь, что полного дробления коллективной поземельной собственности в Киевской Руси не произошло. С формированием феодальной собственности на землю складываются основные части феодального общества - феодалы и зависимые крестьяне. Наиболее крупными феодалами были князья - великокняжеский дом во главе с великим князем и князья племен и земель; средними - бояре (княжеские - княжие мужи, огнищане - старшие дружинники, приближенные к князю слуги и земские - «старцы градские», потомки родоплеменной знати) и дружинники; на нижней ступени иерархии находились княжеские и боярские слуги.

С введением христианства крупными земельными собственниками становятся монастыри. Главным правом и основной привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность представителей высших слоев общества, а также их жизнь, здоровье и честь, за посягательства на которые устанавливались строгие наказания.

Основную массу трудящегося населения составляла первоначально свободная, а затем все более попадающая в феодальную кабалу часть крестьянства - люди, или смерды, жившие общинами (вервями). В России община - административно-территориальная и сословная крестьянская самоуправляющаяся организация, члены которой на основе круговой поруки владели сообща землей без права ее отчуждения. Именно принадлежавшая общине коллективная собствен-ность определяла социально-экономический уклад Руси до ХI в. Укрепление, огороженное место, естественно являвшееся центром группы сельских общин, носило название «град» - понятие, соответствующее зарождающемуся городу: собственно город, т.е. экономический центр, появляется на Руси лишь в конце Х в. Расцвет же древнерусских городов приходится на ХI-XIII вв., причем основные категории городского социума, купцы и ремесленники, были наиболее грамотной частью населения, что подтверждают многочисленные берестяные грамоты и авторские надписи на предметах быта.

Что же касается сельской общины, то она состояла из совместно обрабатывавших землю одного большого и ряда разбросанных мелких крестьянских хозяйств, связанных круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату дани и т.д. Отношения внутри верви строились на основе общинной демократии, характерной для предшествовавшего феодализации периода военной демократии. В то же время в Древнерусском государстве появляется и фигура типичного феодально зависимого крестьянина - закупа, имеющего свое хозяйство, но вынужденного брать у феодала денежную сумму (купу) или натуральную помощь.

Труд закупа не шел в счет оплаты долга, выступая только в качестве уплаты процентов по нему. В силу этого отработать купу крестьянин не мог и практически оставался пожизненно у господина, в случае бегства автоматически превращаясь в холопа. Тем не менее в отличие от последнего закуп имел некоторые права: он мог жаловаться на господина судьям, его нельзя было продать в холопы, бить «не за дело», однако нерадивого закупа, согласно Русской Правде, феодал бить был вправе.

Помимо закупов зависимое население составляли рядовичи (те, кто попадал в зависимость после заключения договора - ряда), изгои (от «гоить» жить, на Руси в XI-XII вв. упоминаемые Русской Правдой люди, вышедшие (изгнанные) из своего обычного общественного положения; смерды, потерявшие связь с общиной), пущенники (вольноотпущенные рабы) и холопы, полностью бесправные и находящиеся на положении рабов (категория феодально-зависимого населения, известный с X в. элемент рудиментарного патриархального рабовладения).

Для обозначения последних в древнерусском обществе существовала такая категория населения, как «невольная челядь»: Русская Правда несвободного мужчину называет холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой и объединяет их понятием «челядь» (челядь - зависимые на основе патриархального рабства люди). Примечательно, что Русская Правда дифференцирует холопов, более строго защищая жизнь слуг, воспитателей детей и ремесленников княжеского и боярского двора. Отметим, что впоследствии именно холопы стали первыми феодально-зависимыми крестьянами, однако в самом Древнерусском государстве еще отсутствовало прикрепление крестьян к земле и личности феодала; даже закуп, сумевший уплатить долг, мог уйти от своего господина.

Говоря о процессе складывания в Древнерусском государстве сословий значительных групп населения, представители которых имеют единый правовой статус, - следует учитывать, что древнерусское общество в рассматриваемое нами время было полиэтничным. В частности, «Повесть временных лет» называет неславянские - финно-угорские - племена чудь и весь: по мере продвижения на северо-восток славяне вступали на территории расселения прежде всего финно-угорских племен. Однако процесс этот не сопровождался покорением коренного населения, представляя собой мирную ассимиляцию славянами местных племен; межплеменному равенству способствовало и одинаковое крещение славян и финнов.

Отметим в этой связи, что «Слово о Законе и Благодати» говорит о равноправии всех христианских народов и не подчеркивает приоритета русских. Аналогичным образом и в древнерусском законодательстве мы не встретим никаких преимуществ для славян; более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества для иноземцев в сфере гражданского и процессуального права.

(IX – первая половина XII вв.)

Историография Древнерусского государства. Земля Русская и славяне.

Возникновение Древнерусского государства. Общественный и

государственный строй. Возникновение и развитие древнерусского

феодального права

Историография проблемы. В исторической науке по вопросу об образовании государства у восточных славян с XVIII века происходят активные дискуссии. В 30-60-е годы XVIII в. немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманнами). Они и положили начало так называемой "норманнской теории". Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.

В частности, Г.З. Байер написал труды «Происхождение Руси» и «Варяги». Опираясь на рассказ «Повести временных лет» о «призвании» новгородцами трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г. в Новгород, делает вывод о том, что они и основали Древнерусское государство и дали ему название "Русь".

«Норманнская теория" в период её создания отвечала политическим интересам Гольштинской феодальной династии, правившей Россией под именем Романовых. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов, их неспособность создать собственное государство.

Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина. Она широко использовалась гитлеровской пропагандой в период подготовки и в годы второй мировой войны, для оправдания захватнических войн против славянских народов.

В настоящее время ряд западных авторов тенденциозно эксплуатируют норманнскую версию об отсталости русского народа, о создании первого русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать норманнскую теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.

Теория славянской государственности (антинорманнизм). Против норманнизма выступил в середине XVIII в. М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета II поручила написатьисториюРоссии. Он доказал ее научную несостоятельность. Борьбу с этой «теорией» вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.

Русский ученый А.А. Шахматов установил, что версия о призвании варяжских князей в Новгород и Киев носит искусственный характер. Сюжеты "Повести временных лет" имеют творческий, а не исторический характер. На летописца оказали влияние русские князья, которые уже позже родственными или иными узами были связаны с Северной Европой. Одним из таких князей, например, был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха.

Согласно А.А. Шахматову, варяжские дружины стали называться «Русью» после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени «Русь».

Советская историческая и историко-правовая наука в части разоблачения норманнской теории представлена работами Б.Д. Грекова, А.С. Лихачева, В.В. Мавродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др. Они также доказывали необъективность норманнской теории.

По мнению представителей этого исторического направления, норманы никакого отношения не имеют к разложению первобытнообщинного строя и развитию феодальных отношений. Влияние на Русь норманнов ничтожно хотя бы потому, что уровень их общественного и культурного развития не был выше, чем в Древней Руси.

Древнерусское государство было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития.

Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма. В несторовской «Повести временных лет» за 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. Упоминаются восточнославянские государственные объединения и у арабских историков аль-Истахрии и аль-Балхи.

В отличие от всех исследователей И.Я. Фроянов выдвинул концепцию по которой Русь, по крайней мере до конца Х века, остается еще не государством, а племенным союзом, то есть переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии.

Земля Русский и славяне . В VI в. в Прикарпатье сложился большой военный союз славян . В течение VII – VIII вв. славяне постепенно растеклись по необъятной Русской равнине от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на Севере.

В конце VI – VII вв. в лесостепь между Доном и Днепром пришли русы . Практически сразу им пришлось устанавливать отношения со славянами, болгарами и асами (аланами). Этнические корни русов теряются в среде племен сарматов, роксолан и аланов.

К концу VIII в. на территории от левобережья Днепра до Среднего и Нижнего Дона образовалось единое экономическое и политическое объединение – Земля Русская . Туда входили оседлые племена североиранского (русы) и славянского происхождения, а также кочевники – аланы и болгары. Это политическое объединение имело обширные торговые связи и самую развитую в Восточной Европе того времени производящую экономику.

Это историческое время можно охарактеризовать как «дофеодальный период ». В политической сфере ему соответствует «протогосударство», «вождество».

Вождество имело централизованную администрацию, строго фиксированную наследственную преемственность правителя и знати, социальную стратификацию. При вождестве были разделение труда, обмен, а важнейшей функцией знати являлась экономическая (организация производства и централизованное распределение). Военная функция была всегда направлена против соседей. Появляются кастовые структуры.

Земля русская характеризовалась городищами, для постройки которых требовалась мощная организация, обособленными поселками ремесленников (особенно металлургов), организованным высокотехнологичным военным ремеслом, оживленной торговлей, собственной монетой и письменностью. Столица этого протогосударства находилась скорее всего в верховьях Северного Донца как наиболее древней территории русов с богатым и знатным населением (Верхнесалтинское городище).

В начале IX в. экономика Земли Русской находилась в стадии небывалого подъема. В это время произошло продвижение русов к границам Хазарии. Они становятся опасными конкурентами в экономике и политике.

Хазарские иудеи сумели расправиться с Землей Русской силами венгерских кочевых орд. В 30-е гг. IX в. мадьяры разгромили протогосударство русов, а сами откочевали дальше. Ежегодная дань предназначалась их союзнику – Хазарскому каганату.

После разгрома часть населения, особенно знать, покинули Землю Русскую. Они ушли в основном на север. Не исключено, что там они могли соединиться с выходцами из Скандинавии и славянами.

В туже эпоху формируются политические центры и у славян. Арабские источники свидетельствуют о существовании: Куябы – южной группы славянских племен, по-видимому с центром в Киеве; Славии – северная группа с центром в Новгороде; Артании – юго-восточная группа с возможным центром в Рязани.

Тогда же возникают древнейшие города славян. Наряду с Киевом и Новгородом появляется Чернигов, Смоленск, Любеч, Псков, Полоцк. Они подчинили себе сопредельные территории и создали первую политическую форму правления славян – город – государство.

В IX в. появляются княжества, в частности Новгородское. Здесь к власти пришел Рюрик (выходец из Скандинавии или рус). Он подчинил себе Ладогу, Белозеро и Изборск.

Таким образом, протогосударства славян стали складываться в VI – IX веках. Это были военный союз славян в Прикарпатье, Куяба, Славия, Артания, а затем – Земля Русская, которая пала под ударами венгерских кочевников. Значительная часть руссов ушла в северные земли, где, по-видимому, ассимилировались с местным населением и выходцами из Скандинавии. Там ими и было создано Новгородское княжество.

Возникновение Древнерусского государства . Достоверно известно, что объединение восточнославянских земель в одно государство произошло в 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев и объединил эти две важнейшие группы русских земель.

Преемники Олега, сын Рюрика, - Игорь, регентша Ольга и Святослав укрепили Древнерусское государство. Князь Игорь (912-945) присоединил племена уличей и тиверцев, вернул отделившихся от Киева после смерти Олега древлян. Ольга (945-964), Святослав (965-972) и Владимир (978-1015) совершают походы на землю вятичей.

Таким образом, в VIII-X веках на огромной территории от Ладожского и Онежского озер на севере до среднего течения Днепра на юге, на западе и юго-западе - до Карпат, Прута и нижнего течения Дуная сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве.

Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:

Первый - в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.

Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая пол. XI вв.).

Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XI в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.

Общественный строй Древнерусского государства. Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян было земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.

В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже было около 300 городов.

В Древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.

Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К нему относились великие князья, местные князья, бояре, духовенство. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.

Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.

Предположительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были: вотчина (наследуемое владение) и держание (поместье).

Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству.

Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти).

Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

К феодалам следует отнести и духовенство , которое после принятия христианства на Руси постепенно стало крупными землевладельцами. Оно делилось на «черное» и «белое» духовенство.

Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст. 3) "людин" противопоставлялся "княжьему мужу", он сохранил личную свободу.

Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.

Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 ПП.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами, которые назывались «вервь», «мир».

Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами ". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской Правды пространной редакции.

Таким образом, " закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.

" Изгои" ‑ это бывшие закупы; выкупившиеся на волю холопы; выходцы из свободных слоев общества. Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается «Русской правдой» штрафом в 40 гривен.

На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Закон запрещал укрывать беглых холопов.

Как уже отмечалось выше, в Древнерусском государстве были большие и многочисленные города. Среди городского населения выделялись: старцы (градские (старосты), купцы и ремесленники. Привилегированной группой были купцы, особенно «гости», ведущие торговлю с иностранцами.

«Лучшие люди» и «житьи люди» ‑ это объединенные в общины (сотни, улицы) купцы и профессиональные ремесленники. К категории «людей убогих, черных» относились неимущие слои городского населения.

Древнерусское государство было полиэтничным. В источниках упоминаются, например, варяги, колбяги, аланы, хазары, чудь, весь и различные группы пограничного служилого населения (черные клобуки, дозорные и др.).

В целом, в Древнерусском государстве уже складывались сословия, объединенные единством правового статуса.

Государственный строй. Новгородско-Киевская Русь была целостным, основанным на принципе сюзеренитета-вассалитета государством. По форме правления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.

Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать: экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть; большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре; наличие системы кормления на местах.

Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.

Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в организации дружины и военных ополчений и командования ими; охраны границ государства; осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани; поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византией, странами Востока.

Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.

В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.

Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу), заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог; налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ; осуществляет судопроизводство; осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.

Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.

Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины " (старшему сыну).

Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства.

Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел.

Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора. Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления делами княжеского двора. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном ‑ огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

Функции съезда составляли: принятие новых законов; распределение земель (ленов); решение вопросов войны и мира; охрана границ и торговых путей.

Известен Любечский съезд 1097 года, который признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.

Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.

На вече решались вопросы созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя; выражался протест против политик князя.

Исполнительным органом вече был Совет , который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.

Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.

Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками ", а система управления - системой "кормления" .

Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.

Судебная система. В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.

На местах суд осуществляли посадник и волостели. Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Развитие древнерусского феодального права . В Древнерусском государстве источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. В "Повести временных лет" отмечается, что племена имели "обычаи свои и законы отцов своих".

С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство , выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви.

Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Олонецкие редакции).

Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально - князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви.

По уставу князь должен 1/10 часть средств полученных от судебных дел, в виде дани от других племен, от торговли отдать церкви. Подобно князю, каждый дом 1/10 часть приплода, дохода от торговли, урожая должен был отдавать также церкви.

Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления.

Целевое назначение устава - утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на: сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз; защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка; борьбу против языческих обрядов.

Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.

Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства.

В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права , содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название "Русская правда " или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в три редакции: Краткая правда (КП); Пространная правда (ПП); Сокращенная правда (СП).

Некоторые списки именуются по месту нахождения: Синодальный - хранился в библиотеке Синода; Троицкий - хранился в Троице-Сергиевской Лавре; Академический - хранился в библиотеке Академии Наук.

Краткая правда делится на две части:

1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) - составлена в 30-х гг. XI в.

Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например - кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).

2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.

Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из двух основных частей:

1. Устав Ярослава , включающий краткую правду (см. ст. 1-52) "Суд Ярославль Володемеречь".

2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) "Устав Володемер Всеволодовичь".

В этом документе: полностью оформляется феодальное право как привилегия; более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.

Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.

Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры , содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны четыре договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений.

Право собственности. В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и, что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения (см. ст. 13-14 КП).

Значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже ("татьбе"), т.е. тайному похищению вещи.

В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа - 5 гривен серебра (холопы стоили от 5 до 12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение - 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (см. ст. 113, 114).

В связи с развитием частной собственности формируется и развиваетсянаследственное право. Различалось наследование по закону и по завещанию. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 ПП). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде.

Для дочерей бояр и дружинников (позднее и духовенства), ремесленников и общинников было сделано исключение, их наследство при отсутствии сыновей могло переходить к дочерям (ст. 91 ПП). Дети же, прижитые рабыней, в наследстве не участвовали, а получали свободу вместе с матерью (ст. 98 ПП).

До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества "на прожиток". В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить.

Господство частной собственности обусловило появление обязательственного права. Оно было развито сравнительно недостаточно. Обязательства возникали не только из договоров, но и из причинения вреда: повреждение изгороди, недозволенная езда на чужом коне, порча одежды или оружия, гибель господского коня по вине закупа и др. В этих случаях возникал не гражданский иск (возмещение), а штраф. Обязательства распространялись не только на имущество должника, но и на его личность.

В "Русской правде" нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В "Русской правде" были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества.

Семейное право развивалось в Древней Руси по каноническим правилам. Действовали обычаи, связанные первоначально с языческим культом. Обычным было похищение невест, многоженство. Мужчины могли иметь 2-3 жены. Так, великий князь Владимир Святославович до крещения имел 5 жен и несколько сотен заложниц.

С введением христианства были установлены новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

Брачный возраст для невест был 12-13 лет, для женихов 14-15 лет. Известны и более ранние браки.

Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался церковью. Церковь регистрировала и другие важные акты гражданского состояния.

Дети находились в полной зависимости от отца. Жена имела определенную имущественную самостоятельность.

Таможенное право. Из летописных и законодательных источников известно, что в X-XII вв. на Руси взимали «мыто» - торговую и провозную пошлину , за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».

Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года .

«Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Русской» ХI века.

Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде.

Особенностью "Русской правды" является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. Преступление называется "обидой", под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Это вытекало из понимания "обиды" в древности, когда нанесение обиды отдельному лицу означало оскорбление племени, общины или рода. Но со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя. Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин.

Виды преступлений , предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на две группы: преступления против личности; преступления против собственности или имущественные преступления.

К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои. Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение".

Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью. К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков.

Преступлениями против чести являлись: вырывание усов, бороды. За это взыскивался большой штраф (12 гривен серебра).

Ко второй группе относятся преступления: разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др.

Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разорением". Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35).

Наказания по "Русской правде" предусматривали, прежде всего, возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего (ст.1), но Ярославичи её отменили.

Вместо мести за убийство свободного человека устанавливалась вира - денежное взыскание в размере 40 гривен. За убийство "княжеского мужа" было установлено возмещение в размере двойной виры - 80 гривен. За убийство смерда или холопа взыскивалась не вира, а штраф (урок) в размере 5 гривен.

Среди денежных взысканий: за убийство - вира в пользу князя и головничество (как правило, вира) в пользу семьи убитого; за иные преступления - продажа в пользу князя и урок в пользу потерпевшего. "Дикая вира" взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника.

Высшей мерой наказания по Русской правде был поток и разорение - обращение (продажа) в рабство и конфискация имущества в пользу князя. Это наказание применялось за четыре вида преступления: конокрадство, поджог, убийство разбоем и злостное банкротство.

Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были "заклич", "свод" и "гонение следа".

Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.

Таким образом, Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого дожили и до Московского государства.

налога.

Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.

Территория нашей страны находится между Европой и Азией.

Любые военные действия этих сторон проходили через наши

земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому

постоянно постояла задача быть в боевой готовности.

Исходя из этого мы понимаем, что наше государство

испокон веков военизировано. Европа и Азия несомненно

повлияли на формирование политических институтов,

культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые,

включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

Христианство пришло на Русь в 988 году, а в 1054 году оно распалось на два направления: православие(Русь) и католицизм(Запад). С этого

момента началось противостояние, которому в конце 17 начала 18 вв. оно заканчивается благодаря Петру1 (окно в Европу).

В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.

Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в

нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.

Первое упоминание о Древнерусском государстве мы находим в «повести временных лет, которая была написана монахом Нестером в 12 веке и

рассказывает о событиях в середине 9 века.

Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета

власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти

княжить и управлять славянами.

В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.

В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.

Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным

соображениям.

В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.

Полю́дье - это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли

собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально

дворам, и не зависил от достатка владельцев.




Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.

В 10 веке определяется феодальный уклад.

Признаки феодального уклада: вся земля является собственностью Великого князя.

Во́тчина - это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога

или дарения.

Постепенно прикрепление к земле крестьян.

Значение принятия христианства.
Принятие христианства подняло статус государства, поставило наряду с Западно – Европейскими странами, укрепились связи с Византией, государство крепчало, укрепилась роль князя, также способствовало развитию культуры и письменности.
С 11 века началась феодальная раздробленность.
В 1097 году состоялся съезд удельных князей в городе Любече. Принято решение – каждый князь держит свою землю – вотчину и передает ее по наследству.

К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытнообщинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отно­шения сменяются территориальными, политическими и военными связями. По мере разделения труда и возрастания его производительности появля­ется возможность эксплуатации чужого труда.

В сельской общине начина­ется процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда. Возникнове­нию классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов. К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала во­енная демократия. К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопро­сов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Господствующий класс формировался из старой родоплеменной ари­стократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свиде­тельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба - южная группа славянских племен (Киев);

Славия - северная группа (Новгород);

Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объеди­нения под властью Киева двух крупнейших славянских государственных образований - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю под­чинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, ули­чи, тиверцы, вятичи и поляне, а также соседние неславянские племена - меря, мурома и др. Практически с самого начала Древнерусское государст­во являлось многоэтническим.

В целом процесс государствообразования у восточных славян имел те же характеристики, что и аналогичные процессы у других народов. Как показывает мировая история (Междуречье, Египет, Древняя Греция и др.), государство формируется у каждого народа в нескольких центрах. Базой государственного аппарата становятся племенные и надплеменные органы управления.

Всего через несколько десятилетий после возникновения государствен­ных образований у восточных славян они объединились в крупное госу­дарство. Такого раннего создания столь крупного государства не знала ни одна страна в мировой истории. Это обстоятельство является отличитель­ной чертой древнерусской государственности.

По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Сложилась определенная система государственного механизма: великий князь; совет при князе; вече; удельные князья; дворцово-вотчинные орга­ны: огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, стольники, ключники, конюшие, а на местах органы власти в лице наместников, по­садников и волостелей.

Во главе государства стоял великий князъ. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внеш­ней торговли.

В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княже­ских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Взаимоотношения с другими князьями строи­лись на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязан­ности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т.п.). Великокняжеский престол пе­редавался по наследству, сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем «отчины» - сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет бояр и «княжих мужей». Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней полити­ки, суда, законодательной деятельности. Руководство отраслями княжеско­го дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину- вотчиннику). Формируются два центра власти - княжеский дворец и бояр­ская вотчина.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политиче­скую роль играет народное собрание - вече. В вече участвовали все сво­бодные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представи­тели князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась террито­риальная община - вервь. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы со­седской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких по­селений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения зе­мельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение на­казаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и ад­министративных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Су­дебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на мес­тах - князья, посадники, волостели и другие представители княжеской вла­сти. Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила зависимое насе­ление своих земель, духовенство по всем категориям дел, население госу­дарства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т.п.).

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины мест­ных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято хри­стианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Был установлен порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение зе­мель, населенных деревень. Принятие христианства имело большое значе­ние для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставлен­ного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установ­ления порядка внутри страны. Произошло разделение светской и духовной власти.

Общественное устройство Древней Руси

Население Древнерусского государства делилось на свободных и зави­симых. Древние памятники называют свободное население «люди». Ино­гда к этим терминам присоединялись определения: «старейшие», «молод- шие», «черные» и т.д. Свободное население делилось на ряд социальных групп. К высшему сословию относились князья, бояре, дружинники,

В Русской Правде высшее сословие обозначается тремя терминами: боя­рин, огнищанин и княжий муж. Это была родоплеменная знать, имеющая свои вотчины, в которых они сами вершили суды и собирали подати без вмешательства князя. С принятием христианства сформировался еще один слой населения - духовенство, которое делилось на «черное» (монаше­ское) и «белое» (приходское). К средним слоям населения относились куп­цы, ремесленники, «житьи» люди. Основную массу населения составляли черные люди и смерды. Смерды занимались земледелием, охотой, бортни­чеством. Смерды были главными плательщиками дани.

Зависимое население составляли холопы. Источники холопства: плен, самопродажа, женитьба на «робе», продажа в рабство за тяжкие преступ­ления. На Руси была категория полузависимого населения: рядовичи и за­купы. Рядович заключал с феодалом договор («ряд») займа и отрабатывал его. Закуп - это человек. Взявший у землевладельца взаймы денежную ссуду, зерно, орудия труда или еще что-нибудь и обязавшийся отработать купу с процентами.

Основной общественной ячейкой высшего сословия была вотчина. Об­щественной ячейкой смердов была вервь. Члены общины были связаны круговой порукой. Если общинник покидал общину, он становился изгоем - человеком, лишенным покровительства общины, а значит, и всех граждан­ских прав.

Возникновение и эволюция древнерусского права

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законо­дательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась су­дебная практика.

Исторически первым источником права после создания государства яв­ляется обычай. К моменту возникновения государства у восточных славян существовал целый комплекс обычаев. Обычаи складывались на уровне родов, общин, племенных союзов. Именно они с возникновением Древне­русского государства превратились в правовые нормы, явившиеся основой обычного права Руси. При этом сложились обычаи общегосударственного уровня, и прежде всего в области организации и функционирования цен­тральной власти. Существовавшее несколько десятилетий исключительно в форме обычного русское право получило официальное название «Закон русский».

Наиболее ранние письменные источники русского права - это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих междуна­родно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древне­русского права, относившиеся к международному, торговому, процессу­альному и уголовному праву Договоры Руси с Византией обычно состав­лялись в двух экземплярах: один - на древнерусском языке, второй - на греческом. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. Таким образом, хронологически вторым источником права на Руси стал нормативный договор.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уста­вы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (Х-Х1 вв.). Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавли­вают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно­семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть дохо­дов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался церковный су­дебный иммунитет, то есть освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судеб­ной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, ос­корблении словом и др.).

После принятия христианства на Руси распространялись сборники ви­зантийских церковных норм, применявшиеся духовенством (кормчие кни­ги). Древняя кормчая книга являлась переводом византийского Номокано­на (свода церковных правил и относящихся к церковным делам законов).

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он пред­ставляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII вв., со­ставными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1113-1125 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая со­стояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и свя­зана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после по­давления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярослави­чей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1-18) являются сле­дующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифферен­циации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражает процесс развития фео­дальных отношений: отмена кровной мести, зашита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей - Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устава Владимира Мономаха (53-121). Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собст­венности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключе­ния договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

Древнерусское право характеризовалось отсутствием четкого разделе­ния на отрасли. Такая структурная особенность была присуща системам права всех цивилизаций на начальном этапе государственно-правового развития. Например, гражданские правонарушения (деликты) не отделя­лись от уголовных преступлений. Вместе с тем, в Русской Правде просле­живаются начала таких отраслей права как: уголовное, гражданское, се­мейное, наследственное, процессуальное. В области гражданско-правовых отношении Русская Правда различает институты в области вещных и обя­зательственных прав. Закон защищал права собственников, регулировал права пользования и распоряжения имуществом. Объектами права собст­венности выступали: кони и скот, одежда и оружие, торговые товары и т.д. Общий принцип защиты собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному владельцу и заплатить штраф в качестве компенсации за убытки. За нарушение границы земельного владения штраф 12 гривен не­зависимо, чья это межа: крестьянина, общины или феодала. Гражданские обязательства вытекали из причинения вреда и из договоров. Форма за­ключения договоров была устной, с обязательным участием свидетелей. Упоминаются договоры купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, хранения, перевозки, поручения. Объектами обязательств являлись не только действия должника, но и сама его личность. Например, за утрату в результате умышленных действий товара или денег, взятых в кредит, ку­пец отвечал не только своим имуществом, но и личностью: он мог быть продан в рабство (ст. 54 1111). Наследование различалось по закону и заве­щанию. Приоритетным было наследование по завещанию («как отец уго­ворился с сыновьями») с обеспечением законных долей всех членов семьи.

К уголовно наказуемым деяниям относились убийство, побои и телес­ные повреждения с причинением физической боли и нравственных страда­ний, убийство вора на месте, убийство холопа. Русская Правда различает два вида преступлений: имущественные и причинение вреда личности. Преступление трактуется как «обида», то есть причинение материального, физического или морального вреда лицу или группе лиц. Преступлением считается и преступное бездействие: утайка находки, длительное невоз­вращение долга. В Русской Правде нет возрастного ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения тракту­ется по-разному. Существует два умысла: прямой и косвенный - убийство в драке каралось вирой, убийство в разбое - высшей мерой наказания. Умышленное банкротство считалось преступлением, а неумышленное - нет.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права, так как все субъекты являются физическими лицами. Понятие юридического лица отсутствует. Объектом правовой защиты был человек, а не государство. Система наказаний по Русской Правде была простой и включала: поток и разграбление; виру, полувирье; штраф (продажа). Самым тяжелым наказа­нием стал «поток и разграбление» - продажа в рабство преступника и чле­нов его семьи и конфискация имущества. Эта мера назначалась только за убийство в разбое, конокрадство и поджог.

Отсутствовала дифференциация гражданского и уголовного процесса. Любое дело называлось тяжбой. Процесс носил состязательный характер. Его отличали активная роль и равноправие сторон. Процесс мог осуществ­ляться в двух формах - своде и гонении следа. Своду обычно предшество­вал заклич - публичное объявление о причиненном ущербе. Если вещь об­наруживалась в течение трех дней после заклича, то новый владелец при­знавался преступником. Г онение следа применялось, когда преступник не был застигнут на месте преступления. Доказательствами по Русской Прав­де служили показания видоков и послухов, вещественные доказательства. Ордалии, присяга.

Русская Правда - это свод законов феодального права. Она полностью удовлетворяла потребности княжеских судов, поэтому ее нормы до XV в. действовали в русском обществе.

Введение

В курсе истории отечественного государства и права изучаемая тема имеет огромное значение. Она рассматривает становление древнерусской народности, процесс объединения восточно-славянских племен в единое древнерусское государство. В этот период произошло осознание древнерусской народностью своего этнического единства и единства исторической судьбы.

Этот период характеризуется:

* формированием феодальных общественных отношений;

* становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства;

* созданием вооруженных сил;

* возникновением и развитием государственно-правовых институтов;

* введением на Руси христианской религии;

* укреплением внешнеполитических связей русского государства и т.д.

Важность изучения становления государства и права древнерусского государства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств. Первый правовой источник "Русская правда" послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства.

Без знания начального периода становления государства и права существенно будет затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.

I. Образование древнерусского государства

В письменных источниках начала новой эры упоминаются племена, жившие в Восточной Европе под названием "венеды". Впервые такое наименование было употреблено греческим писателем и государственным деятелем Плинием Старшим. О "венедах" упоминал и римский историк Тацит. Между славянами-венедами начала века нашей эры и племенами праславян существует прямая связь.

В начале новой эры складывалось многочисленное этническое образование славян, заселявших восточную и центральную Европу между Днепром на востоке и Одером на западе. Предположительно, на севере территория их расселения достигала левобережья Припяти, а на юге - рубежа лесостепи и степи.

Письменные источники более позднего времени, II-V вв. (труды Прокопия Кесарийского - византийского историка, Иордана - готского историка) свидетельствуют о проживании антов (восточных венедов) между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.

Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне занимали значительную территорию, простиравшуюся между Эльбой на Западе, Волко-Оксим междуречьем на северо-востоке, оз. Ильмень - на севере и северным Причерноморьем на юге. Обширность территории обусловила дифференциацию славян. Можно выделить восточных, западных и южных славян.

Большую территорию, на которой сформировалась древнерусская народность заселяли восточнославянские племена. Достаточно подробно расселение восточных славян описал древнерусский летописец Нестор (XI-нач. XII в.). В " Повести временных лет " он описал события, совершившиеся за 300 лет до него.

Источник, к сожалению, до нас не дошел, нам известен его список, составленный монахом Сильвестром (около 1116 г.).

По различным источникам можно представить картину размещения славянских племен:

Поляне жили на правобережье Днепра с центром в Киеве;

Древляне - к северу от полян в междуречье Роси и Припяти с центром в Искоростене;

Дреговичи - севернее древлян и полян на левобережье Припяти;

Бужане и волыняне - западнее полян, по верхнему течению Южного Уличи и тиверцы - западнее бужан и волынян в бассейне Днестра;

Хорваты (белые хорваты) - в Закарпатье;

Северяне - на левом берегу Днепра, в бассейне реки Сулы, Сейма, Десны до Северного Донца;

Радимичи - на востоке, в бассейне среднего и верхнего течения Оки и Москвы реки (размещение племен показать на карте).

В VII-VIII вв. славянские племена ведут активную хозяйственную деятельность, что стимулировало усиление внешнеэкономических связей, в т. ч. внешнюю торговлю.

В конце I тысячелетия у восточных славян господствовал первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных малых семей. Хозяйство велось коллективно, всей общиной. Земельные участки периодически перераспределялись между отдельными семьями. Частной собственности на землю не существовало.

В I половине I тысячелетия у восточных славян началось отделения ремесла от земледелия, развитие товарного производства. Это привело к появлению наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (называлась "мир" или "вервь"). Начинается разложение первобытного строя, который был связан с дальнейшим развитием пашенного земледелия.

В соседской общине происходил быстрый процесс социального расслоения. Различный состав семей, неравенство имущества, природных условий привели к росту частной собственности у зажиточных членов общины. Образовалась верхушка общества, присвоившая право собирать продукты на общие нужды и распоряжаться ими. В процессе становления феодального общества этот процесс превратился в сбор дани.

Большинство славянских племен миновали рабовладельческую формацию. Патриархальное рабство, имевшее место у восточных славян, не переросло в рабовладельческую формацию.

1. Рабовладельческий труд был не выгоден; суровые климатические условия требовали больших затрат для содержания раба.

2. Развитие рабовладения задерживала сельская община.

3. Отсутствовал источник рабов - пленников, обширные соседние территории были мало заселены.

4. Уровень развития производительных сил требовал, чтобы работник был заинтересован в результатах труда.

Более выгодным для феодала был труд зависимого крестьянина, несшего определенные повинности (барщину, оброк и т.д.). Рабство у славян носило патриархальный, домашний характер (холопы, челядь и т.д.).

Предпосылки образования государственности обозначились в VII-VIII в. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.

Военную силу союза племен составляли наиболее боеспособные мужчины. Впоследствии часть из них, храбрых и сильных, группировалась вокруг предводителя в качестве его дружины. Дружина с предводителем (князем) занимала главенствующее положение, постепенно вытесняя такие демократические организации, как народное собрание и совет старейшин.

Росту общественного положения князя и его дружины способствовало возрастающая необходимость защиты союза племен от все возрастающей угрозы нападения внешних врагов

Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и традиции, вводить свои порядки. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое правление - княжеское. Таким образом развивался процесс преобразования органов самоуправления в государственные органы.

Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя. Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.

По свидетельству арабских исторических источников славянские племена объединились вокруг трех центров: Куябы, Славии и Артавии или Арса (предположительно Киева, Новгорода и Рязани).

Это были "союзы союзов" племен - первые государственные образования на Руси.

Дореволюционные историки считали датой образования Древнерусского государства 862 год, когда Новгородские князья якобы пригласили Рюрика (862-879) на княжение в Новгород. (Существует версия, что Рюрик захватил Новгород или войной или подкупом князей).

Князь Олег (882-912) в 882 году предположительно захватил Киев (или завладел подкупом князей) и сделал его столицей славянских союзов.

Преемники Олега - Игорь, регентша Ольга и Святослав укрепили Древнерусское государство. Князь Игорь (912-945 гг.) присоединил племена уличей и тиверцев, вернул отделившихся от Киева после смерти Олега древлян. Ольга (945-964), Святослав (965-972 гг.) и Владимир (978-1015 гг.) совершают походы на землю вятичей.

Таким образом, в VIII-X веках на огромной территории от Ладожского и Онежского озер на севере до среднего течения Днепра на юге, на западе и юго-западе - до Карпат, Прута и нижнего течения Дуная сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве.

Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:

Первый - в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.

Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец XI - первая пол. XI вв.).

Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XI в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.

Следует отметить, что существуют различные трактовки истории образования русского государства.

В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером, приглашенными в Академию наук России, была создана т.н. "норманнская теория".

Существо теории состоит в том, что государство у восточных славян явилось не закономерным процессом их внутреннего развития, а было создано пришельцами из Скандинавии "норманнами" или "варягами". Байер написал труды "Происхождение Руси" и "Варяги". Опираясь на рассказ "Повести временных лет" о "призвании" новгородцами трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г. в Новгород, делает вывод о том, что они и основали Древнерусское государство и дали ему название "Русь".

"Повесть временных лет" Нестора составлена в конце XI - начале XII вв., в оригинале до нас не дошла. Известный нам список содержит много противоречий. Составлялась она в период распада Киевского государства. Летописец, выполняя социальный заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (Варяги в XI-XII вв. играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Сама же "норманнская теория" в период создания отвечала политическим интересам Голштинской феодальной династии, правившей Россией под именем Романовых. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов, их неспособность создать собственное государство.

Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина. Она широко использовалась гитлеровской пропагандой в период подготовки и в годы второй мировой войны, для оправдания захватнических войн против славянских народов.

В настоящее время усиления антирусской пропаганды норманнская интерпретация древнерусской истории активизировалось. В современной западной литературе ряд авторов тенденциозно эксплуатируют норманнскую версию об отсталости русского народа, о создании первого русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать норманнскую теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.

Против норманизма выступил в середине XVIII в. М.В. Ломоносов, доказал научную несостоятельность теории. Борьбу с этой "теорией" вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.

Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.

Русский ученый А.А. Шахматов в работах "Разыскание о древнейших русских лепесных связях" (1908 г.) и "Повесть временных лет" (1916 г.) установил, что версия о призвании варяжских князей в Новгород и Киев носит искусственный характер. Сюжеты "Повести временных лет" носят творческий, а не исторический характер. На летописца оказали влияние русские князья, которые уже позже родственными или иными узами были связаны с Северной Европой. Одним из таких князей, например, был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха.

Советская историческая и историко-правовая наука в части разоблачения норманнской теории представлена работами Б.Д. Грекова, А.С. Лихачева, В.В. Мавродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др. Они доказали необъективность норманнской теории. Норманны никакого отношения не имеют к разложению первобытнообщинного строя и развитию феодальных отношений. Влияние на Русь норманнов ничтожно хотя бы потому, что уровень их общественного и культурного развития не был выше чем в Древней Руси.

Несостоятельно и утверждение об изначальном норманнском происхождении слова "Русь". Российскими исследователями доказано, что племя "рось" существовало в Приднепровье за 5 столетий до появления варягов. Название впоследствии распространилось на территорию вокруг Киева. Затем на славянские племена, вошедшие в состав Киевского княжества.

Древнерусское государство было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

В процессе объединения всех восточнославянских земель сформировалась древнерусская народность.

Loading...Loading...