Что входит в лабораторное дело. Положение о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Переобучение на лаборанта: условия и процесс

Законно ли дистанционное обучение?

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь в виду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Обязательно ли приезжать за итоговыми документами?

Если слушатель не может приехать за документом о дополнительном образовании (дипломом, удостоверением, сертификатом), то центр отправит их слушателю курьерской службой. Курьер доставит пакет и выдаст документы лично в руки под роспись. Доставка документов бесплатная.

Если я не сдам тест, мне нужно будет платить ещё раз?

За пересдачу теста платить не нужно. После успешной сдачи итогового контроля будет выдан диплом. Задания теста охватывают лишь те темы, которые рассматривались в ходе обучения. Еще не было таких случаев, чтобы слушатели не могли вообще сдать итоговый тест.

Если у меня не хватит времени на изучение материала?

Электронное дистанционное обучение предполагает освоение программы по индивидуальному плану. План и режим обучения слушатель согласовывает с Центром обучения. Если слушателю необходимо продлить время на изучение материала, он должен согласовать этот момент с центром. В любом случае, итоговый контроль знаний в форме теста будет открыт слушателю после того, как он прослушает весь курс обучения.

Я из другого региона у нас большая разница во времени, как мы будем контактировать?

Все обучение проходит на круглосуточном образовательном портале учебного центра. Слушатель имеет круглосуточный доступ к учебным материалам. Работает круглосуточная поддержка обучения, также за Вами закрепляется персональный куратор, который остаётся с Вами на связи в течении всего периода обучения.

Вы государственный учебный центр? Имеется ли аккредитация?

Учебный центр имеет государственную лицензию, следовательно, у него такие же права и обязанности, как и у государственного института. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Согласно федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании» образовательные учреждения дополнительного профессионального образования не должны иметь аккредитацию при Министерстве образования. Им достаточно иметь лицензию. В свою очередь аккредитация касается только учреждений высшего и средне-профессионального образования (ВУЗы и ССУЗы), которые реализуют программы высшего и среднего-специального профессионального образования.

Проводятся не только в отношении биологических жидкостей человеческого организма, но и в отношении окружающей среды, что позволяет выявить влияние разнообразных внешних факторов на здоровье человека. Огромную помощь врачу-лаборанту оказывают специалисты-лаборанты, фельдшеры и медицинские лабораторные техники, которые подготавливают оборудование и следят за наличием необходимых материалов, отвечают за соблюдение стерильных условий, участвуют в экспериментах, проводят наблюдения, снимают показания приборов, ведут документацию и помогают врачу делать заключения. Также сотрудники лабораторий, как лаборанты-фельдшеры, так и медицинские лабораторные техники, могут работать самостоятельно. Несмотря на, казалось бы, вспомогательную функцию, которую выполняют лаборанты, обойтись без них крайне сложно.

Работа лаборантов не связана с большими физическими нагрузками, однако она требует сконцентрированности, ответственности, строго соблюдения правил безопасности и психологической устойчивости. Профессия лаборанта была и остаётся одной из самых востребованных специальностей на рынке труда, поскольку современная медицина в очень многих случаях не может обойтись без лабораторных анализов. Это относится не только к лечебной, но и к профилактической медицине.

В настоящее время все желающие могут пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации по специальности «Лабораторное дело» в Медицинском университете инноваций и развития (МУИР). Для зачисления на курсы требуется предоставить диплом о среднем специальном медицинском образовании.

Преимущества дистанционного обучения в МУИР

  • Документы для зачисления можно подавать и очно, и заочно.
  • Технологии удалённого обучения делают возможным учиться в МУИР, находясь в любом регионе РФ.
  • Индивидуальный график обучения, позволяющий получать образование без отрыва от работы и семьи в удобное для слушателя время.
  • В учебную программу курсов включаются вопросы с учётом пожеланий слушателей.
  • Высокопрофессиональный преподавательский состав. Взаимодействие с преподавателями осуществляется в режиме онлайн.
  • Слушатели получают доступ к современной базе научно-методических материалов, необходимых для успешной учёбы в МУИР.
  • Стоимость обучения рассчитывается исходя из количества дисциплин и продолжительности программы.
  • Если итоговая аттестация была сдана неудовлетворительно, слушатели получают возможность пройти повторное обучение бесплатно.
  • Вы можете подать заявку о приёме на курсы прямо сейчас по телефону или через форму записи на сайте.

ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО - методическое, техническое, организационное обеспечение и практическое выполнение лабораторных исследований: а) биологических жидкостей человека с целью профилактики, диагностики болезней и контроля за результатами лечения; б) объектов окружающей среды для определения степени их загрязнения биологическими, химическими агентами, а также воздействия физических факторов. Л. д.- сфера проф. деятельности работников лабораторий леч.-проф. и сан.-эпид, учреждений. Формой организации Л. д. в леч.-проф, учреждениях является лаб. клинико-диагностическая служба, т. е. система клинико-диагностических лабораторий леч.-проф, учреждений различного профиля и мощности, объединенных единым научно-методическим руководством и общей задачей - наиболее рациональным и эффективным использованием научных концепций и практических рекомендаций лабораторной диагностики (см.) в целях оптимизации диагностического и лечебного процессов. Формой организации Л. д. в санитарии и гигиене является система сан.-гиг. и бактериол, лабораторий СЭС различного уровня, объединенных общими задачами - охрана окружающей природной среды, обеспечение оптимальных сан.-гиг. условий труда, обучения, быта, питания человека, предупреждение острых заболеваний (см. Бактериологическая лаборатория , Вирусологическая лаборатория , Радиологические лаборатории , Санитарно-гигиеническая лаборатория).

Большую роль в разработке и реализации принципов организации лаб. службы на первых этапах развития советского здравоохранения сыграли П. П. Аверьянов, А. А. Богомолец, О. И. Бронштейн, Е. А. Кост, Е. Г. Минеева, Е. Д. Равич-Биргер, В. Н. Топарская, Р. Л. Улановская, Т. Н. Фельдман, Т. В. Хитрово-Горева и др. 60-70-е гг. ознаменовались переходом к более высокому этапу Л. д., отвечающему дальнейшему развитию специализированной медпомощи и укрупнению леч.-проф, учреждений. В этих условиях начали создавать объединенные лаборатории в крупных леч.-проф, учреждениях и централизованные лаборатории, способные обеспечить наиболее сложными видами анализов ряд учреждений города или р-на. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрено усиление работ по централизации лаб. службы, организации в республиканских, краевых и областных центрах централизованных клинико-диагностических лабораторий, сосредоточение в них основных исследований для учреждений здравоохранения и оснащение их современными аппаратами, приборами и реактивами.

В интересах улучшения организации труда и повышения качества работы проводится укрупнение и централизация лабораторий СЭС: а) объединение в единую централизованную лабораторию на базе областной СЭС с включением в ее состав персонала лабораторий городской и районных (в городе) СЭС; б) объединение лабораторий городской и районной СЭС на базе одной из них; в) укрупнение лабораторий городской СЭС за счет слияния с нею лабораторий сельских р-нов, прилегающих к городу; г) создание межрайонных лабораторий на базе крупных СЭС сельских р-нов.

Наблюдается также тенденция к увеличению числа гиг. и бактериол, исследований в СЭС. В 1974 г. по сравнению с 1970 г. число этих анализов выросло на 13%.

Структура основных видов исследований в клинико-диагностических лабораториях за 1970-1975 гг. представлена в таблице 2.

Номенклатура основных видов лаб. анализов представляет максимальный диапазон лаб. тестов, которые могут быть реализованы на данном этапе развития лаб. диагностики. Технические, экономические и мед. факторы диктуют ограничение ее пределов. Врач заинтересован не в увеличении числа лаб. показателей, а в повышении их информативности и диагностической ценности. Потребности лабораторий в количестве и качестве лабораторной техники (см.), хим. реактивов и биол, препаратов, растущие соответственно расширению диапазона лаб. тестов и усложнению их аналитической основы, следует соразмерять с возможностями экономики. М3 СССР утверждены перечни обязательного минимума лаб. тестов для 47 видов учреждений в соответствии с их профилем, мощностью, значимостью в системе здравоохранения. Предусмотрено единство исследований в лабораториях стационаров и поликлиник, что позволяет в большей степени реализовать в необходимом объеме доклиническое лаб. обследование больных, подлежащих госпитализации, и тем сокращать диагностический период пребывания больного на койке. Обязательный минимум различных лаб. исследований в основных группах леч.-проф, учреждений представлен в соответствии с указанным перечнем в табл. 3. Как видно из таблицы, наибольший диапазон лабораторных тестов представлен в лабораториях республиканских, краевых и областных больниц, являющихся организационно-методическими и консультативными центрами для всех клинико-диагностических лабораторий на данной территории, а также в централизованных клинико-диагностических лабораториях, что позволяет обеспечить выполнение максимального диапазона исследований.

Предусматривается использование тщательно отобранных унифицированных методик, единых для всех леч.-проф, учреждений страны, что позволит обеспечивать единую степень точности исследований и сравнивать результаты анализов, сделанных одному и тому же больному в разных учреждениях.

Методы, применяемые в клинических и диагностических целях, должны обладать высокой аналитической надежностью и диагностической ценностью, удобством применения при обследовании людей, широкой технической доступностью и экономичностью. Соответственно этим требованиям при отборе унифицированных методик применяются критерии аналитической, клинической, диагностической, технико-экономической пригодности. К 1977 г. в СССР было унифицировано 168 методов по 121 показателю, которые в соответствии с методическими указаниями М3 СССР применяются во всех клинико-диагностических лабораториях страны. Одновременно разрабатываются и осваиваются в хорошо оснащенных - так наз. референтных лабораториях референтные методы исследования, которые отбираются по единственному критерию - их высокой аналитической надежности. Они служат эталоном для оценки унифицированных методов и качества исследований в рядовых лабораториях.

Наряду с качеством метода надежность результатов исследований зависит также от случайных и систематических погрешностей внутрилабораторного характера. Для выявления и устранения этих погрешностей в лаб. службе осуществляется контроль качества исследований. Техническое оснащение лабораторий определяется примерным перечнем, утверждаемым М3 СССР для различных видов лабораторий в зависимости от их назначения и мощности.

Снабжение аппаратурой и ее ремонт осуществляются учреждениями «Союзмедтехники», снабжение реактивами - через местные аптекоуправления и непосредственно через снабженческие и торговые организации «Союзреактив» Мин-ва химической промышленности СССР. М3 СССР регламентирует обязательный ассортиментный минимум хим. реактивов для лаб. исследований в учреждениях здравоохранения.

Основу персонала лабораторий составляют работники со специальным мед. образованием: врачи-лаборанты, фельдшера-лаборанты, мед. лаборанты (см. Лаборант). Подготовка врачей-лаборантов осуществляется на рабочих местах в крупных лабораториях путем первичной специализации и на кафедрах клинической лаб. диагностики (см.) и ф-тов усовершенствования и специализации врачей мед. ин-тов, повышение квалификации - на указанных кафедрах. Высшей формой подготовки врачей-лаборантов является клин, ординатура (см. Ординатура клиническая). Подготовка фельдшеров-лаборантов осуществляется на лаб. отделениях мед. училищ; повышение квалификации - на рабочих местах в лабораториях и в училищах для повышения квалификации работников со средним мед. образованием. Врачи-лаборанты, фельдшера-лаборанты и мед. лаборанты периодически проходят аттестацию. Врачам-лаборантам присваивается вторая, первая и высшая квалификационные категории, фельдшерам-лаборантам и мед. лаборантам - первая квалификационная категория. К работе в лабораториях допускаются в качестве лаборантов с высшим образованием биологи, окончившие ун-ты, химики, провизоры, в качестве мед. лаборантов - фармацевты со средним образованием. Они могут повышать квалификацию вместе с медработниками. В должностные обязанности врачей-лаборантов входит выполнение исследований, освоение новых методов, контроль за работой лаборантов со средним образованием, связь с клиницистами, организационно-методическая работа, в обязанности лаборантов со средним образованием - выполнение анализов, подготовительная работа, оформление документации.

Организация труда в лабораториях во многом зависит от их типа и мощности. В крупных лабораториях возможно разделение труда, создание бригад по видам исследований, работа с большими сериями анализов, применение средств механизации и автоматизации. Во всех лабораториях используются рациональные формы организации рабочих мест, учетной документации, кодирования исследуемых проб, экспресс-тесты и т. д.

Наряду с внутрилабораторной организацией труда все большее значение приобретает организация взаимоотношений лабораторий с клин, отделениями, применение технических средств связи, упорядочение назначений анализов на основе согласованных лаб. тестов, дифференциально-диагностических программ, проведение клинико-лабораторных конференций и т. п.

Лаб. анализ выполняется, как правило, в соответствии с назначением врача (дежурного или лечащего), оформленным на бланке установленной формы. Результат исследования пересылается в отделение б-цы или поликлиники, назначившей исследование для больного, на бланке утвержденного М3 СССР образца или, в отдельных случаях, установленного в данном учреждении, за подписью работника, выполнившего анализ, или зав. лабораторией (при передаче по телетайпу указывается фамилия сотрудника, ответственного за правильность передачи информации). Для обеспечения правильности интерпретации результатов исследования на бланке указываются нормативы исследуемых параметров (по указанию органа здравоохранения в отделениях б-ц, поликлиник вместо этого могут иметься инструкции с указанием нормативов). Результаты исследований должны быть выражены в единицах, соответствующих Международной системе единиц и ГОСТ «Единицы физических величин» (см. Единицы измерения). Порядок их применения и других единиц в лаб. практике устанавливается методическими рекомендациями М3 СССР.

С увеличением объема лаб. информации и укрупнением лабораторий становится рациональным применение ЭВМ для управления лабораториями и связи с клин, подразделениями.

Рост лаб. исследований ставит проблему подготовки соответствующих кадров как среднего, так и высшего звена, а также четкого планирования развития Л. д. в лечебных учреждениях страны.

Методическое руководство лабораториями осуществляется главными (внештатными) специалистами по лаб. делу М3 СССР, мин-в здравоохранения союзных и автономных республик, управлений и отделов здравоохранения, Всесоюзным научно-методическим и контрольным центром по лабораторному делу и организационно-методическими и контрольными центрами на местах. Главное направление их деятельности определяется комплексной программой стандартизации и управления качеством лаб. исследований. Важную роль в совершенствовании деятельности лабораторий играет Всесоюзное научное об-во врачей-лаборантов, созданное в 1952 г. Проводимые им съезды, пленумы правления, заседания местных отделений способствуют внедрению достижений мед. науки, единых методических установок, передового опыта лабораторий.

Печатным органом Всесоюзного научного общества врачей-лаборантов является журнал «Лабораторное дело», издаваемый с 1955 г. В нем освещаются теоретические и практические вопросы клин, лабораторной диагностики - методы лаб. исследований и результаты их применения в диагностике, проблемы научно-технического прогресса в Л. д., вопросы организации лаб. службы, научной организации труда и передового опыта работы лабораторий. Кроме того, некоторые вопросы Л. д. освещаются и в других мед. журналах.

Таблицы

Таблица 1. РОСТ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР за 1970-1976 гг.

Таблица 2. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЯХ СССР за 1970-1975 гг.*

Виды исследований

В процентах от общего числа анализов

всего в стационаре и поликлинике

в стационаре

в поликлинике

Общеклинические

Гематологические

Биохимические

Иммунологические

Микробиологические

Цитологические

* При ежегодном абсолютном приросте общего количества исследований (ок. 8%) виден относительный рост биохимических и иммунологических исследований.

Таблица 3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ РАЗЛИЧНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОСНОВНЫХ ГРУППАХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПЕРЕЧНЮ 197 5 г. (в количестве тестов)

Виды учреждений

Виды исследований

Клинико-химические

гематологические

цитологические

биохимические

серологические и иммунологические

микробиологические

Участковые больницы и врачебные амбулатории

Не проводятся

Районные, центральные районные и городские больницы и поликлиники

Республиканские, областные, краевые больницы

Централизованные клинико-диагностические лаборатории

Не проводятся

Не проводятся

Библиография: Кост Е.А. и др. Всесоюзное научное общество врачей-лаборантов, в кн.: Науч. мед. о-ва СССР, под ред. М. В. Волкова, с. 389, М., 1972; Лучина К. И. и д р. Организация санитарно-эпидемиологической службы, М., 1977, библиогр.; Материалы о состоянии и перспективах развития лабораторной клинико-диагностической службы в стране, М., 1977; Меньшиков В. В. и др. Показатели и тенденции развития клинической лабораторной диагностики на современном этапе, Лаборат, дело, № 9, с. 515, 1977; Метел к ин А. И. К истории лабораторного дела в отечественной медицине, там же, № 12, с. 753, 1974; Рави ч - Б и р г e p Е. Д. К истории организации лабораторного дела в СССР, там же, № 9, с. 520, 1977; Ш а т к и н И. В. и Меньшиков В. В. Лабораторная диагностическая служба в системе советского здравоохранения, там же, № 10, с. 579, 1977.

В. В. Меньшиков.

Loading...Loading...