Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Презентация к общешкольному мероприятию "дети войны брянщины" Пионер герой из села касилова

«Биография Куприна» - Одно время работает в издательстве "Всемирная литература", основанной Горьким. Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". После окончания учения продолжает военное образование в Александровском училище (1888 - 90). Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными.

«Жизнь Куприна» - Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Детские годы. Повесть «Поединок» (1905). Начало литературной деятельности. «Человек стихии и интуиции». Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Работа над рассказом «Гранатовый браслет». Бывает ли в жизни такая самоотверженная любовь?

«Творчество Куприна» - Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн. Повесть "Поединок" (1905). «Слон». В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Расцвет творчества. Произведения И.А. Куприна школьный курс. Биография Александра Ивановича КУПРИНА. Александр Иванович Куприн. А.И.Куприн.

«Писатель Куприн» - Перечитать написанное изложение. А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово. Работаем с третьей микротемой. Даже во время творческого подъёма писатель. Придёт время – и всё может понадобиться. Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не.

«Куприн Олеся» - Олеся не знает расчета, себялюбия. Слову вы своему не господин… Какое значение имеет место действия рассказа? Как рисует Куприн образ главной героини? Героя описывает сама Олеся: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Как меняется Олеся? Олеся, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность конца короткого счастья.

«Куприн рассказы» - Загадки Александра Ивановича КУПРИНА. Фамилия главного героя повести «Поединок» Ромашов Беляшов Ромашкин Кудряшкин. В кадетском корпусе В сиротском пансионе В Московском университете В Александровском военном училище. Сколько лет Олесе? 18 21 24 27. Вопрос 9. Вопрос 3. Вопрос 5. Вопрос 22. Концерт для фортепиано с оркестром №2.

«Маленькие герои большой войны».

Сценарий документально-поэтической композиции

Оформление:

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграф: Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Песня «Священная война»

Чтец (1): Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно - не мертвым!

Это надо – живым!

Р. Рождественский.

Ведущий (1): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

Ведущий (2): Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ведущий (1): Для нас война – история… Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

1-й ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник – День Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей родины. Она длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Ленинграда»

2-й ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1-й рассказчик: О Боре Кулешине.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает. Что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море. Бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости. Не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

2-й рассказчик : О Саше Ковалеве

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер.

1-й ведущий: В небе, как Аркаша Каманин .

3-й рассказчик: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был совсем еще маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Всегда был рядом и друг отца, знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолет. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

2-й ведущий: В партизанском отряде, как Зина Портнова и Саша Колесников.

4-й рассказчик: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку вражеских расположений в тылу. Стоял декабрь 1943 г. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, боеспособности.

Во время одного из допросов, улучив момент, когда немец отвернулся к окну, Зина схватила его пистолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась сбежать, но фашисты настигли ее и зверски замучили.

Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й рассказчик: Саша Колесников учился в 3-м классе московской школы. Осенью 1943 г. Он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все – таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны он жил в Москве. Родина отметила его подвиг высшей наградой. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ведущий : Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

1-й чтец: Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд.-

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка один на один.

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой... ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3-й чтец: С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы.

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4-й чтец: Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

2-й ведущий: Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес»

Чтец: Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми.

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

2-й ведущий : И на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

1-й ведущий : Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка»

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев : Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев : Ну что ж обратитесь.

Ваня : Дяденька, вы начальник?

Капитан : Да. Командир. А что?

Ваня : А вы над кем командир?

Капитан : Над батареей свой командир, над солдатами своими командир, над пушками своими

Ваня : А над офицерами вы тоже командир?

Капитан : Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня : А над капитанами тоже командир?

Капитан: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан : Кому же именно?

Ваня: Капитану Енакиеву.

Капитан : Кому, кому?

Ваня : Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух, и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня : То – то беда, что не видел

Капитан : А он тебя видел?

Ваня : И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан : Постой – постой, звать то тебя как?

Ваня : Меня – то? Ваня.

Капитан : Просто Ваня?

Ваня: Ваня Солнцев.

Капитан: Пастушок?

Ваня: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан : Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня: А я сбежал от Биденко.

Капитан : От Биденко сбежал? Что-то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты голубь, что-то сочиняешь.

Ваня: Никак нет. Истинная, правда.

Капитан : Рассказывай.

Ваня : Первый раз я сбежал, он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он опять меня в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю. А когда Биденко заснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине-хирургу и сбежал.

Капитан (смеется): А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня : Я хочу быт сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан: Ну что ж, поехали, брат.

Ваня: Куда?

Капитан : К разведчикам.

Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

Ведущий: 30 августа 1941 года писатель А. П. Гайдар по радио обратился к юным патриотам.

Гайдар: Ребята. Славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте неустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей, хулиганов.

Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов-диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Родина о вас заботилась, она учила вас, воспитывала, ласкала и даже баловала. Пришел час и вам доказать как вы ее любите и бережете!

Ведущий: А. П. Гайдар написал книгу «Тимур и его команда». В игре, которую ведут герои книг Ф. Гайдара, они заняты полезными делами. В них накапливаются крупицы мужества, доброты, силы самоотверженности. Дети участвую в игре, которая дает им возможность служить и помогать Родине, способствуют формированию в них настоящих человеческих качеств.

Когда они тайно успевают ежедневно наполнять бочку с водой в одном доме, сложить дрова во дворе другого дома – это уже реальная помощь взрослым.

Когда Тимур пишет ультиматум атаману Мишке Квакину – это игра, но направленная против хулиганства, это уже дело жизненно важное.

Посмотрим сценку из повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Входят ребята и рассаживаются. Тимур встает во главе стола.

Гейка: Вы знаете, ребята, вот этот болтун (показывает на Колю Колокольчикова) хочет убежать на фронт.

Тимур : Нельзя. Это затея совсем пустая.

Коля: Как нельзя? А почему раньше мальчишки бегали на фронт, а?

Тимур : То раньше, а теперь крепко-накрепко всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата по шее.

Колька : Как по шее? Это своих-то?

Тимур : Да, своих-то. Там взрослые без нас разберутся. А мы нужны в тылу, у нас работы много. К делу.

Гейка : В саду дома №34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две большие ветки и потоптали клумбу.

Тимур: Это дом красноармейца Крюкова. Кто это мог сделать?

Гейка: Это работал Мишка Квакин и его помощник Фигура.

Тимур : Опять Квакин. Гейка, у тебя разговор с ним был?

Гейка : Был.

Тимур : Ну и что же?

Гейка : Дал ему два раза по шее.

Тимур: А он?

Гейка : Ну и он сунул мне два раза тоже.

Тимур: Эк у тебя все – «дал» да «сунул». А толку что-то нет. Ладно, Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.

Женя: В доме №25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур : Да, там на воротах наш знак уже поставлен. Кстати, кто ставил? Колокольчиков? Ты?

Коля: Я.

Тимур : Так почему же у тебя верхний левый луч у звезды кривой? Как пиявка? Взялся сделать – делай хорошо. Люди придут смеяться будут. Так. Воды в бочки натаскать. Дров напилить. Дальше.

Сима Симаков : В доме№54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду и вижу – старуха Нюрку колотит, а Нюрка не виновата. Коза обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели.

Тимур : Чей дом?

Сима : Красноармейца Павла Гурьева. Девочка Нюра – его дочь.

Тимур: Козу разыскать. Пойдет команда в составе 4-х человек, во главе с тобой, Сима. Задания всем ясны? Квакиным я займусь сам. За дело.

1-й ведущий :Тысячи и тысячи ребят взяли пример с Тимура и его товарищей и благородными делами помогалистаршим в суровой борьбе с фашистами. Тимуровские команды возникали повсюду. В августе 1941 г. В городе пласте Челябинской области под руководством 70-ти летней «бабы Шуры» начала действовать военно-трудовая команда, члены которой, подобно героям А. Гайдара, имели свой штаб,флаг, журнал донесений и даже свою присягу. За полтора года челябинские тимуровцу помогли тысячам семей, собрали 124 тонны металлолома, сдали в фонд обороны 100000 рублей.

2-й ведущий : За годы войны на средства, собранные тимуровцами Горьковской области, было построено 7 танков и 1 самолет. 35 тысяч тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и семьями фронтовиков, передали в госпитали и детские дома более 50 000 книг, устроили свыше 3-х тысяч концертов для раненых.

Звучит «Песня о пионерах – героях »

Ведущий (1): Мальчишки и девчонки… на их хрупкие плечи, легла тяжесть невзгод бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом.

Ведущий (2): Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Звучит «Песня о пионерах – героях». Как вариант Чтец (2) может прочитать ее как стихотворение.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ пионеры – герои

Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

«У нас один, один лишь путь – к победе!

Марат Казей.

Марат Казей – юный партизан партизанского отряда имени 25 летия Великого Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР. В мае Марат в составе группы разведчиков отправился на новое задание. Там партизаны попали в засаду фашистов. Фашисты стали заходить с 2-х сторон, они хотели взять Марата живым. Он выхватил гранату и подождал, когда гитлеровцы подошли поближе. Поднявшись во весь рост, с гранатой в руке, он шагнул им навстречу.

За участие в боевых действиях юный партизан Марат Казей награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени. Марату посмертно присвоено звание «Героя Советского Союза» (А. Печерская).

Ведущий (2 ):Навстречу им в свое бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

В. Алексеев.

Леня Голиков

Ведущий (1): Леня Голиков – юный партизан – разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.

Ведущий (2): Голиков собрал сведения о численности и вооружения врагов. Используя собранные данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли много советский людей от отправления в Германию. Леонид уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами.

В 16 лет Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза. Леня Голиков погиб в неравном бою 24 января 1943 года.

Чтец (3): … Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбива барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…

А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесник и шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

Валя Котик.

Ведущий (1): Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего 14-летия.

За отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, Валя Котик был награжден медалью «Партизану отечественной войны». За участие в боевых операциях юный партизан посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. 27 июня 1958 года Валентину Котику присвоено звание «Героя Советского Союза».

Лариса Михеенко.

Ведущий (2): За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела.

Лара Михеенко, 14-летняя партизанка, была расстреляна 4 ноября 1943 года.

1-й ведущий : Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам, ребята, сегодня.

1-й чтец :Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие –

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец : Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе: Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Звучит песня «День Победы» .


22 июня 1941 года немецко – фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. От Черного моря до моря Белого простирался фронт сорок первого года. И дрогнули детские сердца, их позвала Родина на защиту.. Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми воевали дети, даже 10 летние мальчишки и девчонки помогали бороться с врагами. Вспомним их имена: Леня Голиков, Володя Дубинин, Зина Портнова, Валентин Котик, Шура Кобер, Витя Хоменко, Лариса Михеева. Дети – моряки, дети – пехотинцы, дети – подпольщики. Дети- разведчики защищали нашу Родину.





Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.


Саша Ковалёв служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалёв отдал свою жизнь, спасая команду.


В Минске стоит памятник юному пионеру – герою Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали. Когда началась война, Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги. Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.



Ученик 4 класса города Севастополя Валера Волков погиб, но память о нём живёт. Этот героический мальчик был сыном полка, то есть он жил в полку, числился как боец полка. И в один из дней осталось всего 10 солдат, шёл трудный бой. Надвигался танк. …Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка Со связкой гранат в кулаке. В тельняшке своей полосатой За Родину он воевал, И метко с размаху метнул он гранаты, Но сам был сражен наповал. А танк задымил на поляне. Бойцы подползли к храбрецу. Раскинувши руки, лежал он в бурьяне, И кровь всё текла по лицу. - Нас десять! И недругам крышка! Сказал командир в том бою Он «десять» сказал, потому что парнишка Навечно остался в строю.




За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, дружины, отряды. Потому, что они любили жизнь, любили песни, походы, любили труд! Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей родине. Вот почему их помнят все, и нам нельзя забывать их имена, ребята. Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин. Ваня Андрианов, Костя Кравчук,Юра Смирнов, Саша Колесников, Витя Ильин… Помните, какой ценой завоевано счастье. Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, - Помните! Какой ценой завоевано счастье! Помните!


Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасными, в них отображается мужество и храбрость советских людей, спасших мир от фашизма. Вот некоторые из них: «Священная война» «Огонёк» «В землянке» «Смуглянка» «Дороги» «Катюша» «Последний бой» «День Победы»








На позиции девушка провожала бойца, Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца. И пока за туманами видеть мог паренёк, На окошке на девичьем все горел огонёк. 1. Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза – 2 раза. 2. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой – 2 раза.


День ПОБЕДЫ. 1. День, как он был от нас далёк, Как в костре потухшем таял уголёк Были вёрсты, обгорелые в пыли, Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ: Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах. День Победы! 2.Дни и ночи у мартеновских печей, Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели – Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ. 3. Здравствуй, мама, возвратились мы не все… Босиком бы пробежаться по росе! Пол – Европы прошагали, пол земли – Этот день мы приближали, как могли!

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

Ведущий

Ах, как слова мои ничтожны,

Но память требует опять...

Сказать об этом невозможно,

Но невозможнее - молчать!

Ведущая

Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.

Ведущий

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И всё это в меня запало И лишь потом во мне очнулось.

Звучит песня «Нас утро встречает прохладой». На экране довоенные кадры выпускного вечера. На сцену выбегают ребята, одетые в одежду довоенных лет, рассаживаются на стульях.


  1. й ученик. Друзья, прошу внимания.

  1. июня 1941 года станет историей. Сегодня мы прощаемся со школой. Мы окончили 10 классов. Что нас ждёт впереди? Петрова?

  1. я ученица. Через пять лет я буду агрономом.

  1. й ученик. Матвеев?

  2. й ученик. Буду учиться в военном училище.

  1. я ученица. А я хочу воспитывать детей! Поступлю в учительский институт.

  1. й ученик. А ты, Андреева?


  1. я ученица. А я собираюсь замуж.

  1. й ученик. Ну, ты даёшь! Ребята, а давайте встретимся через пять лет и узнаем, чьи мечты сбылись!

  2. я ученица. Да ну вас! Уже светает, пошли на улицу!
Собираются уходить. Звучит запись Левитана «Говорит Москва...». Все слушают. Немая сцена. Выходят девушки, поют вполголоса.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли Повзрослели они до поры.

(Надевают пилотки, уходят.)

По дороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходят мать и солдат.

Мать. Сынок!

Солдат. Мама!

Мать (читает стихи на фоне музыки)

Мой милый сын, в наш дом пришла беда,

И поле жизни стало полем боя.

Будь стойким и отважным, как всегда,

Страна твоя и я всегда с тобою.

Рази врага как доблестный джигит:

Несущих смерть, карают только смертью.

Кто бить идёт - пусть будет сам убит,

Кто плеть несёт - пусть сам падёт под плетью.

Не забывай моих последних слов -

Твоя страна прекрасней всех на свете.

За каждый холм, за каждый дом и ров,

Считай, что ты один в ответе...

На экране кадры войны, звуки канонады.

Ведущая

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся.

Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетал на неё, обернувшись,

И вздрогнул, увидев спасённый им город...


  • И. Р. Амирова, учитель музыки, заместитель директора, МАОУ «Лицей № 1»; J 1. С. Герасимова, учитель английского языка, МАОУ «Лицей № 1», г. Стерлитамак, Башкортостан.


■■ммшнвшняннншмннвааанншнншннмнанннмшннмшнннншмннннннамшммамамммвнш

2 (14) февраль 2013 г. Р1



38

ПОСЛЕ УРОКОВ


Ведущий

Им 18. Синий плёс над ними,

Ни старости у них, ни седины.

Чтоб из огня вернулись мы живыми,

Они сердца сожгли в огне войны.

Звучит музыка «Журавли» (один куплет со словами). Выходят солдаты со свечами - по очереди, выстраиваются в два ряда, в шахматном порядке.


  1. й ученик (в форме солдата)
Я погиб восемнадцати лет -

Затерялся в кровавых потёмках,

Я и мой комсомольский билет,

Изрешеченный, в бурых подтёках.


  1. й ученик {в военной форме)
Я у бит подо Ржевом,

В безымянном болоте...


  1. я ученица {в военной форме)
Моей могилой

Тот же стал окоп...


  1. й ученик (в военной форме)
Я тоже мёртв. Меня никто не знает,

Но тысячи ещё на пол пути,

И слава мёртвых окрыляет,

Тех, кто вперёд решил идти.


  1. я ученица (в военной форме)
О жизнь моя!

Мне жить хотелось очень И мстить хотелось до конца врагу,

Но не подняться и не встать, короче,

Вторую жизнь прожить я не могу!

Выходит женщина в чёрном с цветами. Обращается к одному из солдат.

Припомни, тогда в огне

Ты не встретился с сыном моим?

Мой сын погиб на войне...

Все качают головой, задувают свечу.

Солдат опускает голову, мать кладёт цветы к его ногам. Далее все солдаты опускают головы - мать кладёт цветы к их ногам. Кадры - могилы павших воинов.


  1. я ученица {в военной форме)
Кричат и вьются коршуны над взгорьем,

Над ельником, над зеленью ветвей,

Кричат и вьются, предвещая горе Задумавшейся матери моей.

Кричат и вьются коршуны, крылами Шумят, - и кажется, им нет конца. -

И жёлтыми, несытыми глазами Высматривают павшего бойца...

С Перестраиваются в памятник.)

Вам панихиду по врагу справлять.

Была я в Сталинграде! Победила!

Жива я! Дождётся моя мать!


На экране: знамя над Рейхстагом.

Ведущая

Земля горела, и сердца от гнева Горели тоже, отступала тень.

Зарёй победы, предвещая день.

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая Уже вступил в свои права!

Сцена радости, ликования. Ученица танцует в кругу танец Победы, остальные аплодируют. Все на сцене. На экране: обелиски, цветущие курганы.


  1. я ученица
День Победы над войною,

День Победы над бедою.

Что пережито - не забыто.

Что пережито, тем живём И помним, помним всех убитых,

Цветов с курганов мы не рвём!

Выходят по очереди.

Мать

Мой и твой.


  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб голос Ленинграда Коснулся их блокадною рукой.

  1. й ученик Я не хочу,
Чтоб доты обнажались Как рисовая опухоль земли.

  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб вновь они ожили И чью-то жизнь с собою унесли.

На экране: мирное время, фото с детьми, лицейские ребята, смотр строя.


  1. я ученица
Что может быть прекрасней в мире,

Чем без тревоги в мире жить,

Растить семью в своей квартире И грамоте детей учить.

Из них готовя нашу смену,

Которая Отчизну-мать В труде прославит непременно,

А надо - будет защищать.

Все участники выходят и поют заключительную песню «На всю оставшуюся жизнь».


ШМИИИИИМЯМИМИИИИИЯИЯЖИЯИММИШМИИДИИИИЯИаМИММИИММИМИаИИИИИ

ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


39


шнвннннвшмпмннишшняннямтмм

ПОСЛЕ УРОКОВ


МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ


Н. В. Астафьева


Давайте, люди, никогда 06 этом не забудем...

А Т. Твардовский «Дом у дороги»


Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.

Р. Рождественский


Цели: расширить знания школьников об участии их ровесников в Великой Отечественной войне; воспитывать чувства гордости за свою Родину и её героическое прошлое.

Оформление: плакат «Маленькие герои большой войны», портреты юных героев, книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».


1-й чтец


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину Снаряды жёлтые, как груши, Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы, И берегут они свои Огнём кричащие альбомы.


  1. й чтец


Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий. Ребята, вы родились и живёте в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом , стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!

Лето 1941 года. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но всё изменила война. Она длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев, унесла более 27 млн. человеческих жизней. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом. Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова были удостоены звания Героя Советского Союза.



* Н. В. Астафьева, педагог-организатор детского коллектива МБОУ «Старо-Матакская СОШ», Алькеевский р-н, Республика Татарстан.



2 (14) февраль 2013 г.


ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


1-й ученик. Лёня Голиков жил в деревне Лукино, что на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле были очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в недолгой жизни Голикова! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года... 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.


  1. й чтец
Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

М. Вайцман


  1. й ученик. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы (это неподалёку от станции Оболъ Витебской области).
В Обили была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, всеми силами она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины званием Героя Советского Союза.

  1. й чтец
Кто там улицей крадётся,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьётся,

Биржа чёрная горит.

Это было в Краснодоне.

Только что окончился митинг, и по улицам села уже ехали и шли те, кому надо было немедленно явиться в воинскую часть, о военкомат. Их провожали родные и близкие. Здесь были и дети, а среди них два друга — пионеры Федя Шепель и Яша Матвиенко. Как им сейчас хотелось быть взрослыми и тоже отправиться на фронт защищать свою Родину!

— Вот, если бы разрешили! — вздыхал Яша, небольшого роста паренек, с густой черной копной волос на голове и густыми черными, почти сросшимися бровями.

— Если бы знать куда, я сам пошел бы на фронт,— сказал Федя.

Шли дни. Фронт приближался. Стали слышны разрывы артиллерийских снарядов, пулеметные очереди. Последние подразделения Советской Армии оставили Подлесное.

Село заняли фашисты. Начались аресты советских активистов и комсомольцев. Скоро по деревне пронесся слух о партизанах, которые якобы находятся здесь, в лесу. Федя и Яша каждое утро угоняли коров в лес.

Однажды, в пасмурный осенний день, Федя погнал корову один. Он шел по лесу, а сам думал, как бы связаться с партизанами и рассказать им обо всем, что творится в деревне. «Но как и где их найти?» — думал мальчик. Из разговора отца с матерью он случайно узнал, что командира партизанского отряда зовут Семеном Ивановичем Долженко.

«Буду искать!» — решил Федя и остановился у старого дуба. Осмотрелся и трижды хлестнул кнутом по воздуху. Раздались похожие на выстрелы звуки. Мальчик опять оглянулся вокруг и, подумав немного, запел:

Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Вдруг из-за дуба появилось трое незнакомых людей.

— Меня, например, Борисом.

— Федя. Я хочу видеть командира отряда — Семена Ивановича,— ответил паренек.

— Многого ты захотел! Ты, брат, лучше возвращайся домой. Никакого Семена Ивановича мы не знаем.

— Я знаю, Семен Иванович здесь, в лесу, и у меня к нему есть дело, можно сказать, секретное,— настойчиво утверждал мальчик.

Партизаны улыбнулись, посмотрели друг на друга, и Борис сказал:

— Ладно, уж если ты так очень просишь...

И все трое скрылись в кустах орешника. А через несколько минут оттуда вышел высокий мужчина, одетый в теплый пиджак, с пистолетом за поясом.

Встретились взглядами. Незнакомец улыбнулся.

— Ты кто такой? — спросил он. Федя ответил вопросом:

— Это вы тот самый Семен Иванович Долженко?

— Тот самый...

— Здравствуйте. Я Федя Шепель, сын Федосея Шепеля. Живу возле самого леса. Знаю здесь каждый кустик, каждую тропинку и балочку. Хочу помогать вам бить фашистов.

— Ты бы лучше пас хорошо корову, слушал маму, а мы сами с ними справимся.

— Я и маму буду слушать, и корову хорошо пасти, и партизанам все равно буду помогать,— гордо ответил мальчик.

Командир обнял Федю и отвел в сторону. Они уселись на пень, и мальчик рассказал все, что знал, ответил на все заданные ему вопросы.

— Ладно. Ты будешь пасти корову в лесу,— и командир позвал:

— Копытин!

Из кустарника вышел Борис. Семен Иванович сказал:

— Так вот, Федосеевич, когда ты захочешь нам что-то передать, встретишься вот с этим дядей; а если дело очень важное и срочное,— то и со мной. Понял?

Командир и партизаны скрылись в кустах. Вечером Федя рассказал обо всем матери.

— Будь осторожным, сынок, а то...

— Не бойтесь, мама, все будет в порядке,— успокаивал Федя, укладываясь спать.

На следующий день мать уже не будила сына. Он поднялся сам, умылся, оделся, взял сумку с хлебом, кнут и погнал корову в лес. И так было каждый день.

Однажды ночью на улице послышалась стрельба. Отец с матерью всполошились, а Федя объяснил:

То хлопцы судили полицая Юхименко.

Федя редко сидел дома, часто ходил в село, к магазину, вертелся среди людей, прислушиваясь к разговорам.

Выполняя задания, он бывал и во дворе фашистского пособника Коробки. Здесь размещался штаб полевой жандармерии, и мальчик, как будто собирая окурки и консервные банки, присматривался к тому, что делают враги, какое имеют вооружение, из отдельных фраз и слов полицейских узнавал об их планах.

Коробка заподозрил Федю и предупредил его мать, что, если увидит мальчика еще раз во дворе, выдаст фашистам. Но Федя не испугался. Он понемногу втянул в эту работу своего самого близкого друга — Яшу. Вдвоем стало легче работать.

В 1943 году, когда Советская Армия громила фашистские войска на фронтах, партизаны тоже стали действовать активнее. И оккупанты решили уничтожить их.

После проведенных боев и удачных операций по разгрому двух вражеских гарнизонов партизаны спокойно отдыхали и занимались хозяйственными делами. Вдруг недалеко один за другим послышались четыре «выстрела» кнутом.

Тревога! — раздалась команда.

Из-за кустов появились Федя и Яша. Задыхаясь от быстрою бега, они еле могли говорить.

Фашисты обходят лес! У них много пулеметов и есть пушки. Мы едва пробрались...

Спасибо вам, дорогие друзья,— благодарили партизаны.

Мальчики сразу же покинули лагерь. Командование отрядом усилило разведку. Выбрав наиболее густой участок леса, отряд незаметно вышел из окружения, уклонившись от встречи с врагами.

Фашисты потерпели неудачу и стали более тщательно готовить новую операцию по разгрому партизанского отряда, они подтянули к Подлесному большое количество вооруженных до зубов войск.

Товарищи! — обращаясь к партизанам, сказал командир.— Во что бы то ни стало мы должны прорваться сквозь железное кольцо гитлеровцев и выйти в соседний лес. Или мы прорвемся и будем продолжать бить врага, или погибнем и бою!

— Будем драться до последнего...— ответили партизаны.

Юные разведчики Федя Шепель и Яша Матвиенко не знали, что их боевым друзьям известны замыслы фашистов. Рано утром, как только начало светать, ребята погнали коров и, проскользнув мимо вражеской заставы, скрылись в лесу. На этот раз их было четверо. Федя позвал с собой двух школьных друзей — Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Оставив их возле коров, Федя и Яша побежали искать партизан. Но отряд уже перешел на новое место.

Долго бродили ребята, и только под вечер они встретились с партизанами. Возвращаться в село было уже поздно, и мальчики остались в лесу.

Рано утром Федя и Яша срезали по несколько веток будто бы на топливо и пошли домой. В балке, недалеко от конторы лесничества, их задержали гитлеровцы. Они, как голодные звери, набросились на ребят. Один ударил Федю прикладом автомата по голове. Били и Яшу.

— Где партизаны? — добивались фашисты.

— Мы никого не знаем. Мы пасем коров. Отпустите нас,— сквозь слезы просили мальчики, пытаясь вырваться.

Но фашисты связали им руки и погнали в село. В комендатуре их стали допрашивать. Ребята молчали. Привели Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Федя строго посмотрел на друзей, и они поняли: о партизанах — ни слова. На протяжении дня и ночи ребят несколько раз водили на допрос, зверски издевались над ними: выкручивали руки, били прикладами, жгли папиросами тело. Но ни один не проронил ни слова. А партизанский отряд, выдержав жестокий бой, вышел из окружения.

Узнав, что юные разведчики попали в руки гитлеровцев, командование отряда решило выручить их. На помощь отправились опытные партизаны, но было уже поздно. Фашисты вывезли четверых юных патриотов из села и в лесном урочище Плоском, под развесистыми столетними дубами, живыми закопали в землю.

Один из односельчан, случайно проезжавший в то время мимо леса, видел, как привезли туда ребят. А чуть погодя узнал голос Феди Шепеля:

— Хлопцы, не падайте духом! Нас не забудут! Смерть фашистам!

Юные патриоты не дрались с оружием в руках, но они делали все, что могли, для победы над врагом.

За отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, Федя Шепель и Яша Матвиенко посмертно награждены медалями «Партизану Отечественной войны» II степени. Память о четырех юных героях живет и сейчас среди бывших партизан, колхозников артели «Червоний партизан», учеников Подлесненской средней школы.

Е. СИДОРЕНКО


Loading...Loading...