Формы общественного движения александр 2. Конспект по истории России на тему "Общественное движение при Александре II" (8 класс). Экономическое влияние развития капитализма в РИ

Как только правящая бюрократия почувствовала малейшую угрозу своей власти, она усилила нажим на царя с целью свертывания реформ и реанимации репрессивных методов управления. В качестве поводов использовались любые проявления революционного и национально-освободительного движения.

4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет покушениям революционеров на Александра П. Зыбкое равновесие между реформаторскими и консервативными силами в царском окружении было нарушено. Фактически главой правительства стал шеф жандармов П. А. Шувалов. Усиление охранительных тенденций проявилось и в закрытии журнала «Отечественные записки».

На гребне студенческих волнений 1868 - 1869 гг. в революционной среде возникло крайне экстремистское направление тотального разрушения. С. Г. Нечаев, вольнослушатель Петербургского университета, в своей ультрареволюционной деятельности сознательно применял методы мистификации и провокации. Написанный им «Катехизис революционера» исходил из принципа «цель оправдывает средства». Задумав создание на основе собственной личной диктатуры всероссийской организации «Народная расправа», Нечаев приступил к созданию ее ячеек в обеих столицах и даже пошел на хладнокровное убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося ему подчиниться.

Идеология и практика революционного народничества. С начала 70-х гг. в среде разночинной интеллигенции распространяется идеология революционного народничества. Зачатки ее можно обнаружить в трудах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, а свое законченное выражение она приобрела в работах П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева. Их программы преследовали одинаковую цель - установление социально справедливого общественного порядка (социализма), минуя капитализм. Лавров, основоположник пропагандистского тактического направления в народничестве, считал, что пробудить народ к борьбе можно только в результате длительной просветительной работы. Бакунин, идеолог бунтарского направления, утверждал, что крестьяне готовы к всероссийскому бунту и ждут только толчка, который должна им дать революционная интеллигенция. Идеолог заговорщической тактики Ткачев считал, что народ задавлен, не способен бороться. Вслед за французским революционером Огюстом Бланки он доказывал, что захватить власть и обеспечить проведение социалистических преобразований в стране должна жестко организованная партия заговорщиков.

В 1874 г. революционная молодежь предприняла массовое «хождение в народ» под бакунинским лозунгом. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Это вынудило народников пересмотреть тактику и перейти к планомерной пропаганде в деревне путем организации там длительных поселений.
В 1876 г. народники создали централизованную, строго законспирированную организацию «Земля и воля». В программе землевольцев декларировался конечный политический и экономический идеал («анархия и коллективизм»), выдвигались конкретные требования: переход всей земли в руки крестьян, полное общинное самоуправление и др. Средства достижения целей были разделены на две части: организаторскую (пропагандистскую) и дезорганизаторскую (террористическую) работу.

Неудача длительных поселений в деревне усилила позиции «дезорганизаторов». Развернутый ими революционный террор первоначально носил еще характер мести и самообороны. В 1878 г. учительница Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики» (приверженцы продолжения пропагандистской работы) во главе с Г. В. Плехановым образовали организацию «Черный передел». Большинство землевольцев (А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др.) объединилось в «Народную волю», которая на первый план выдвинула политическую борьбу - борьбу за преобразование государства. Народовольцы все свои силы сконцентрировали на главной, с их точки зрения, задаче - убийстве царя.
«Диктатура» Лорис-Меликова. Цареубийство. В феврале 1880 г. царь учредил Верховную распорядительную комиссию. Глава нового органа граф М. Т. Лорис-Меликов, наделенный почти неограниченными полномочиями, благодаря реформе политического сыска добился определенных успехов в борьбе с революционным подпольем. В то же время «диктатор» счел нужным пойти на некоторые уступки «благомыслящей» части общества. Он подготовил проект, который предусматривал создание в лице «подготовительных комиссий» из чиновников и выборных от земств законосовещательного органа при Государственном совете. 1 марта 1881 г. Александр II назначил день обсуждения предстоящей реформы. Однако через несколько часов царь-освободитель был убит. Бомба И. Гриневицкого поставила точку в истории эпохи Великих реформ, но не вызвала крестьянской революции, на которую рассчитывали народовольцы.

Тема урока: «общественные движения при Александре 2»

Тип урока – урок моделирования.

Цель урока.

Знать:


    причины активизации общественного движения в XIX веке в России;

  • основные направления общественного движения;

  • цели и задачи каждого направления;
Уметь:

  • выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией;

  • обобщать полученную информацию в форме модели;

  • выделять основное в каждом направлении преобразуя модель в схему;
План урока

1.Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха через оптимизацию знаний:


  • создание проблемной ситуации;
3. Работа над новым материалом:

  • решение проблемной ситуации через овладение новыми знаниями;

  • создание и анализ новой модели.
4. Преобразование модели в схему для обобщения знаний.

5.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Оптимизация учебного процесс, создание ситуации успеха.


Действия учителя.

Действия ученика.

-Когда и почему активизировалось общественное движение?

-После восстания декабристов по поводу ограничения власти царя и отмены крепостного права.

-Какие направления возникли в общественном движении в 30-50 г.г. XIX века в России?

-Консервативное, либеральное, революционное.

-Каковы цели каждого направления?

-Цель консервативного движения- охрана существующего порядка и государственной власти. Либеральное движение считало, что преобразования в стране должны пройти через реформы проведенные правительством.

Радикальные изменения в стране могут произойти только через революцию.



-Вспомните, какие критерии лежат в основе модели общественного движение в России в первой половине XIX века?

-Мы выделили три критерия: политические направления, пути решения задач, идеологи.

Модель общественного движения в первой половине XIX века.

1. Политическое направление.

3. Идеологи.

3.Работа над новым материалом.

А) Создание проблемной ситуации.



Б). Работа над новым материалом порагрофу 22 учебника.

Какие новые критерии помогут проанализировать общественное движение?

Прочтите 1 раздел параграфа.


Что изменилось в либеральном движении?

- Либеральное движение стало более активным;

Выступают за дальнейшее проведение реформ с целью расширения органов местного самоупровления;

Установление в стране демократических свобод;

Социальнаябаза - обуржуазившиеся слои дворянства;

Идеология - земский либерализм.


Прочтите 2 раздел параграфа.

Что изменилось в консервативном движении?



- Консервативное движение стало неоднородным;

Выделилось консервативно- либеральное крыло;

Социальная база – крупнопоместное дворянство,

государственные чиновники;

Идеология – теория официальной народности.


Прочтите 3 раздел параграфа.

Что изменилось в революционном движении?



- Социальная база – интелегенция, разночинцы,

рабочие;


- идеология – народничество;

задача – подготовка социалистической революции через пропаганду.



Подведём итоги:

Что нового появилось в общественном движении?



- Оформилась идеология в каждом направлении общественного движения;

Определилась социальная база каждого направления;

Активизировалась их деятельность.


Какие новые критерии для оценки общественного движения вы можете выделить?

- Можно выделить следующие критерии- идеология, социальная база, форма активности.

Создайте новую модель.

Модель общественного движения в конце XIX века.

Общественное движение:


  1. политическое напровление;

  2. идеология;

  3. цели;

  4. социальная база;

  5. форма активности.

  6. идеологи.
4.Обобщение.

а основе модели составте схему по заданной теме.

Общественное движение в период царствования Александра 2.

60– 70-е годы XIX века.



Критерии.

Консервативное движение.

Либеральное движение

Револююционное движение.

1.Цели.

Охрана существующего порядка

Реформирование государственной политики

Изменить государственный порядок через революцию.

2.Идеология.

Теория официальной народности.

Земский либирализм.

Народничество.

3. Идеологи.

С.С.Уваров, М.Н.Катков.

Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н.Кривенко.

Н.Г.Чернышевский, П.Н.Ткачёв, П.Н.Лавров.

4. Социальная база.

Крупноземельные помещики, государственные чиновники.

Обуржуазившиеся слои дворянства, интеллигенция.

Интеллигенция, разночинцы, рабочие.

5. Формы активности.

Создание третьего отделения по охране порядка, преследование инакомыслящих, цензура.

Подача адресов имя императора, 1879 год – тайный съезд сторонников либеральной реформы.

Деятельность кружков и тайных обществ, активизация рабочего движения.

5.Итог урока. Домашнее задание- 22 параграф.Вопросы- 3, 4, 5.

Во второй половине XIX - начале XX века в России происходил процесс планомерного создания новой полноценной экономической модели, обусловленный применением, как новых общественных форм, так и внедрением новых технологий производства.

В XIX веке цивилизованный мир, к которому относились, прежде всего, страны Европы захлестнула волна становления нового общественного строя – . Всеобъемлющее определение капитализма было выработано как в трудах коммунистических идеологов, таких как К. Маркс и Ф. Энгельс, так и сугубо либеральных к которым относился А. Смит.

Капитализм представляет собой новую форму общественных и экономических взаимоотношений между субъектами, гражданами государства, при которой происходит перераспределение экономических ресурсов в сторону и крупных промышленных, и торговых собственников. Правовой основной для капиталистического строя является законодательное закрепление права на частную собственность и его неотъемлемость для государственной системы.

В России этот процесс начался гораздо позднее большинства Европейских держав, причиной тому послужила неготовность общества и руководства государства к кардинальным изменениям, общая отсталость экономики и присутствие архаичного законодательства относительно прав собственности промышленников и торговцев, а также статуса основной рабочей силы – крестьянства.

Предпосылки становления прогрессивной капиталистической системы

Предпосылками для перехода на новую модель экономического развития стали как политическая обстановка в мире, так и объективные общественно-экономические требования. К последним относится наличие такого перехода в странах Западной Европы, что обусловило бурный экономический рост, и соответственно сильное отставание России по многим показателям.

Переход был обусловлен и сугубо политическими предпосылками. После поражения в правительство осознало отсталость экономики России от ведущих мировых держав и прилагало максимум усилий для нивелирования данного отставания. Эффективным и быстрым способом стало развитие капиталистических форм в экономике и общественной жизни.

Экономическое влияние развития капитализма в РИ

Влияние капитализма на экономику страны было колоссальным. Фактически полный переход обусловил появление отдельных новых отраслей хозяйства – химической, автомобильной, авиастроительной промышленности, а также значительное расширение тяжёлой промышленности в общем «весе» экономики.

Расширение номенклатуры хозяйства, а также высокие темпы роста позволили улучшить жизнь простых обывателей. За 60 лет развития капиталистического строя естественный прирост населения страны составил порядка 70 миллионов человек, что без улучшения общего уровня жизни достичь было невозможно.

За период становления и развития капитализма среднегодовой прирост экономики России составлял порядка 7–10%, что в конечном итоге позволило к началу XX века занять первое место в Европе по промышленному производству.

Промышленный сектор

Значительная составляющая всех изменений во временной промежуток со второй половины XIX – начало XX века происходила именно в промышленном секторе, который составлял своеобразный «локомотив» всей экономики страны. Закрепление основных прав крупных собственников и происходящие изменения отразились на количестве промышленных предприятий в определённых отраслях:

    За 50 лет преобразований появилась и значительных успехов достигла нефтедобыча. По производству нефтяных продуктов Россия вышла в мировые лидеры со значительным опережением ближайшего конкурента США;

    Угольная и металлообрабатывающая промышленность в совокупности увеличили своё производство более чем 16 раз в сравнении с началом преобразований;

    Строительство железнодорожных узлов и развязок, а также организация централизованного дорожного обеспечения позволили надёжно связать разные уголки самой большой страны в мире. Самым значимым проектом царского правительства в этой сфере стало строительство Транссибирской магистрали, которая и поныне является самым протяжённым единым железнодорожным участком в мире;

    Зарождение химической промышленности, а также развитие станкостроения позволяли добиваться высоких темпов промышленного производства.

Сельское хозяйство

В отличие от промышленности, сельскохозяйственная отрасль развивалась не такими активными темпами. Это было обусловлено общим отставанием отрасли на всём протяжении исторического развития России. Крупным собственникам было невыгодно вкладывать средства в сельское хозяйство при наличии огромного количества свободных земель и рабочей силы.

Внедрение современной техники и новых способов выращивания урожая стало происходить лишь в начале XX века и небольшими темпами. В сравнении с промышленностью среднегодовой рост сельскохозяйственного производства составлял порядка 1–3 %.

Сельское хозяйство - американский путь

Американский путь развития сельского хозяйства в капиталистическом обществе заключался в активном внедрении модели фермерства. Фермеры представляли собой отдельные семьи, наделённые собственными крупными земельными участками, ведущие их обработку современными сельскохозяйственными средствами.

В России элементами такого пути стало создание хуторов и инициатива премьер-министра по созданию таких хозяйств на территории Сибири. Однако инициатива не была претворена в жизнь и фактически Россия не пошла в сельском хозяйстве на внедрение элементов американского пути.

Влияние развития капитализма на политическую организацию общества

За время развития капиталистического строя претерпела изменения и политическая жизнь государства. За счёт накопления значительных капиталов всё большую роль в жизни государства стали играть капиталисты и фабриканты – представители крупного бизнеса. В созывах Государственной думы именно фабриканты играли ведущую роль и имели наибольшую политическую силу. Влияние дворянства неуклонно уменьшалось.

Усиление политической силы фабрикантов и банкиров привело к Февральской буржуазной революции 1917 года, когда ведущую роль в отстранении императора от власти играли именно представители капиталистического строя.

Причины прогрессивного развития строя во второй половине XIX - начале XX века

Причинами для бурного внедрения и развития данного строя в стране стали:

  • Наличие огромных внутренних людских ресурсов;
  • Присутствие всей номенклатуры природных богатств и большого количества неосвоенных территорий;
  • Политическая воля высшего руководства государства;
  • Наличие неосвоенного капитала и зарубежных инвестиций;
  • Эффективность реформ, проводимых правительством;
  • Активная поддержка обществом внедряемых форм производства.

«Прусский» путь капитализма

Отличительной моделью развития капитализма являлся «Прусский» путь, который характеризовался отсутствием отказа от многих обычаев и традиций феодального строя. Такие отношения встраивались в новую систему как часть единого целого и имели в России значительное влияние.

Главным признаком наличия чёрт такого пути развития в России являлось присутствие огромного количества безземельных крестьян должников - батраков, которые фактически были вынуждены соглашаться на любые условия труда, и не обладали гражданскими правами.

Кроме того, сохранялось значительное влияние дворянства на экономические и политические процессы в стране, что не способствовало развитию честной конкуренции и стремительному экономическому росту экономики.

Реформы С. Ю. Витте

Реформы царского премьер-министра были направлены на укрепление денежной единицы Империи – рубля. В результате жёсткой привязки рубля к цене золота валюта значительно укрепилась, стала пользоваться стабильным спросом как внутри страны, так и за рубежом. Эта реформа позволила не только нарастить денежную массу зарубежных кредитов, но и ускорить темпы промышленного и экономического роста.

Также С. Ю. Витте был одним из главных идеологов ускоренного строительства железных дорог и активно проводил реформы в сфере модернизации путей сообщения. Эти улучшения также положительно отразились на экономическом росте и становлении капитализма в России в целом.

Переход к капитализму

Главным стимулом и движущей силой для перехода в капиталистическое общество стали , которые затронули практически все сферы жизни. Манифест об изменил статус самой многочисленной группы населения – крестьянства, фабриканты и владельцы промышленных предприятий с отменой крепостного права получили в своё распоряжение огромные трудовые ресурсы.

Земская реформа позволила представителям зажиточных сословий напрямую участвовать в политической и общественной жизни губерний. Военная реформа упорядочила систему набора на военную службу, тем самым высвобождая дополнительные трудовые ресурсы для становления промышленности. Судебная реформа расширяла права судей по отправлению справедливого и законного правосудия и укрепляла права новых «буржуа».

Особенности развития Российского капитализма

Главными признаками и особенностями становления и развития капиталистического строя в России стали:

    Высокие темпы роста отдельных отраслей промышленности (металлургия, строительства железных дорог) в ущерб иным видам экономики (сельское хозяйство так и не затронула модернизация);

    Использование в развитии промышленности зачастую бесправной рабочей силы в огромных количествах;

    Присутствие в общественной жизни отдельных признаков феодального общества по «Прусскому» образцу;

    Закрепление прав собственности за отдельными «буржуа» и фактическое становление новой общественной группы фабрикантов и капиталистов, которые ранее не имели принадлежности к дворянскому сословию;

    Значительное сокращение отставания от ведущих мировых держав по всем экономическим показателям, что привело в последующем Россию на место Европейского экономического лидера.

Итоги развития строя вплоть до развала Российской Империи

Итогом становления капиталистического строя в Российской Империи стало наличие относительно современной промышленности, достаточно развитой сети железнодорожного сообщения. Этот задел был активно использован большевиками в будущем при проведении индустриализации.

Однако к моменту распада Российской Империи темпы роста значительно замедлились в связи с революциями и продолжающейся первой Мировой войной, также были израсходованы практически все «резервы» развития капиталистического строя. В итоге для Империи капитализм в экономическом плане оказался абсолютным благом, позволившим усовершенствовать экономику.

Подробное решение параграф § 19–20 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

Вопрос ко II пункту. Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом. Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

Поддержка самодержавия и других устоев государственного строя;

Укрепление религиозности;

Поддержание институтов общины;

Отстаивание патриархального образа жизни;

Пропаганда традиционных ценностей;

Панславизм – стремление объединить всех славян под властью русского царя.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

Вопрос для работы с текстом параграфа №7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет. Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?

Организация 1860-х призывала к крестьянскому восстанию, её деятельность ограничивалась выпуском прокламаций. Организация 1870-х годов не надеялась на восстание, но стремилась разрушить существовавший государственный строй, убив наиболее видных представителей власти, включая императора. В 1870-е главной тактикой организации стал индивидуальный террор.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти. На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

Ослабление цензуры;

Более лояльная по отношению к земствам и широким слоям населения политика на местах;

Создание подготовительных комиссии из представителей как чиновничества, так и земств;

Введение в Государственный совет представителей земств и городских дум;

Повышение эффективности работы полиции.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

На императора за короткое время было организовано несколько покушений. Началось всё с выстрелов одиночки Дмитрия Каракозова из револьвера. Но постепенно задумки становились всё более масштабными, включая взрыв императорского поезда. По сравнению с ними действительно удавшееся покушение прошло по относительно скромному плану.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать. Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Первая бомба, брошенная Николаем Рысаковым убила несокльких человек охраны, повредила экипаж, но не задела императора. Александр II несмотря на все уговоры не стал сразу ехать во дворец, а вышел из экипажа спросил что-то у бомбиста и хотел, видимо, ободрить и раненных черкесов из эскорта. Тогда стоявший неподалёку Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу, которая нанесла императору смертельную рану. Сегодня Гриневицкого как и всех посторонних сразу бы отвели на расстояния от оцепленного места первого взрыва, но тогда таких инструкций у охраны не было.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

Убийство Александра II желаемого революционерами результата не принесло и не могло принести. У императоры были сыновья, а также братья и племянники, порядок престолонаследия которых был заранее определён. В такой ситуации смерть монарха не может вызвать династического кризиса, а значит и кризиса власти. Действия террористов были изначально бессмысленны и хотя бы поэтому предосудительны.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ЕВРОПЕ И В РОССИИ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к IV пункту. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах началась Кавказская война.

Кавказская война началась в 1817 году с распространением на этих землях религиозного течения мюридизма, причём местные проповедники особенный упор делали на войну с неверными (то есть с православными русскими властями). Под влиянием этой пропаганды население поднималось на борьбу часто стихийно, только в 1829 году был образован имамат.

Вопрос к VII пункту. Вспомните, кто такие старообрядцы.

Старообрядцами называли тех православных, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона середины XVII века.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Что представлял собой национальный вопрос в Европе во второй половине XIX в.?

Национальным вопросом в Европе была борьба наций за самоопределение иногда с требованием освобождения от инородного владычества (в случае Венгрии, Ирландии, Сербии, Чехии, Бретани и др.), либо объединения нации в рамках единого государства (в случае Италии, Германии, Иберийского полуострова и т.д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Каковы были цели Польского восстания 1863-1864 гг.? Удалось ли их достичь? Чем завершилось восстание?

Основные цели:

Восстановление независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (цель поддерживалась и «белыми», и «красными»);

Освобождение крестьян с землёй без выкупа (поддерживалась только «красными»).

Независимости добиться не удалось, но крестьянская реформа была проведена почти на условиях повстанцев, правда, российским правительством. В результате восстания были ликвидированы остатки автономии польских земель, там стала проводиться активная политика русификации, впоследствии на них не распространили часть реформ Александра II.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Для чего на кавказских приграничных землях были образованы казачьи войска?

Казачьи войска создавались как противовес местным горцам, опора центрального правительства. Кроме того, казаки были военным сословием, и правительство наверняка рассчитывало, что они будут первой линией обороны в случае нового восстания против России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Что такое западные губернии? Назовите их основные центры. Какие особенности имела политика правительства в этом регионе о 1860-1870-е гг.?

Западными губерниями называли земли бывшей Речи Посполитой, не вошедших в состав Царства Польского, сегодня это территории Литвы, Беларуси и Украины. Главными центрами там были Вильно (современный Вильнюс) и Киев. Там политика властей была направлена на русификацию простого народа и против помещиков-католиков. Потому после восстания 1863 года, которое распространилось и на эти земли, там были приняты сходные с собственно Польшей меры, в частности по пересмотру крестьянской реформы в пользу крестьян.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как восстание поляков в Российской империи повлияло на политику центральной власти на территории бывшего Царства Польского?

На этих землях началась активная русификация (была запрещена печать латинским алфавитом, правительство изменило программу преподавания во всех учебных заведениях и т. д.), также был предпринят ряд мер против католической церкви и католического дворянства.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Подготовьте презентацию на тему «Национальности в России во второй половине XIX в.» с использованием фотографий XIX в.

Название: Национальности в России во второй половине XIX в.

Название: Русские

Изображение: русский крестьянин

Текст: Русские были титульной нацией, они составляли большинство населения империи и жили в большинстве губерний. Кроме того, именно во второй половине XIX века они расселялись на новые территории. Многие нерусские народности старались русифицировать.

Название: Народы дальнего севера и Дальнего востока

Изображение: северный охотник в зимнем наряде

Текст: Земли близ полярного круга мало интересовали империю из-за своего слишком сурового климата, а Дальний Восток до строительства Китайско-Восточной железной дороги был слишком труднодоступен. Потому народы в этих землях жили так же, как и за тысячи лет до этого.

Название: Малые народы внутренних районов

Изображение: изображение казанского татарина в национальном костюме

Текст: Многие нерусские народы Волги, Урала, Сибири и других районов находились под властью России с XVI-XVII веков. Ко второй половине XIX века они были встроены в систему империи и во многом ассимилированы, хотя наиболее крупные, такие как татары, сохранили национальную идентичность.

Название: Степные кочевники

Изображение: степной конный кочевник в национальном костюме.

Текст: В степях жили многочисленные кочевые народы. Многие из них были присоединены к России только в XIX веке. В большинстве своём они продолжали жить, как и столетия до этого. Но на их землях появлялось всё больше пришлых земледельцев из других губерний (в основном русских), которых намерено переселяло туда российское правительство.

Название: Западный край

Изображение: украинец в национальном костюме.

Текст: На землях современных Литвы, Беларуси и Украины проводилась политика русификации, их крестьяне считались русскими. Но при этом там формировалось собственное национальное самосознание, которые сыграет важную роль в ХХ веке.

Название: Поляки

Изображение: Ясногорский монастырь

Текст: Поляки сохраняли национальную идентичность и свою культуру, причём не только крестьянскую, но и элитарную. Они считались самым непокорным народом в империи, неисправимыми бунтарями. И оправдывали это звание, не только поднимая восстания. Добровольцы-поляки сражались на стороне турок в нескольких войнах против России: католики даже соглашались поддержать мусульман, лишь бы навредить русским.

Название: Народы Прибалтики

Изображение: латыш в национальном костюме

Текст: Веками в Прибалтике городское население и элиту составляли немцы. Они были носителями культуры. Но в XIX веке пробуждается собственно латышское и эстонское национальное самосознание, что в следующем столетии позволило этим народом образовать собственные государства.

Название: Немцы

Изображение: протестантская кирха

Текст: Среди немцев Российской империи были как жители Прибалтики, так и переселенцы из других княжеств Германии. Особенно много их приезжало в правление Екатерины II, потому что императрица создавала для этого нужные условия, рассчитывая заселить Причерноморские степи. Они служили империи, но в большинстве своём сохраняли свой язык и культуру, причём не народную, а элитарную, не уступавшую по развитости русской.

Название: Финны

Изображение: финн в национальном костюме

Текст: У финнов фактически существовало своё государство со всеми институтами, просто подчинённое России. Во время образования Великое княжество Финляндское скорее было осколком Швеции. Но на протяжении XIX века там пробуждалось национальное самосознание и княжество становилось финским.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. В чём состояла сложность при управлении кавказскими землями?

При управлении Северным Кавказом необходимо было учитывать религию и национальные особенности местного населения, правительство старалось не вмешиваться в обычаи и образ жизни горцев, требуя от них только лояльности. Призыву в армию они не подлежали, но служба рассматривалась как привелегия, которая предоставлялась избранным, причём служили кавказцы в особых боевых частях, где были выходцы только из этого региона (в качестве примера можно назвать лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон в составе Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в Первую мировую войну прославилась Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия»).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Чем окончилась Кавказская война?

Кавказская война закончилась замирением восставших районов. При этом правительство пошло на значительные уступки, не требуя от горцев почти ничего, кроме лояльности. Лидера восстания имама Шамиля и то не наказали. Он был возведён в потомственное дворянство и поселён с достойным содержанием в Калуге, позже в Киеве, несколько раз лично встречался с императором.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Что такое Синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

Синодальный переводом на современный в то время русский язык назывался тот, который был осуществлён под контролем Святейшего правительствующего синода.

Такой перевод сделал Библию доступной для понимания более широким кругом населения. Однако больших изменений в обществе он не вызвал, отчасти потому, что люди уже привыкли жить по предписаниям церкви и не были склонны их анализировать, сравнивая с текстом Священного писания, а отчасти потому, что в обществе распространялась секуляризация (отход от религиозных предписаний в сторону светсткого мировоззрения).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Привлекая дополнительную литературу и Интернет, соберите информацию об одном из исторических деятелей, упомянутых в параграфе.

Александр Игнаций Велёпольский родился в 1803 году. Велёпольские были магнатским родом. В XVII-XVIII веках именно такие роды правили Речью Посполитой, все их представители просто по положению семейства в обществе не могли не получить того или иного поста, а большинство за жизнь сменяло их множество. С присоединение к Российском империи их положение несколько изменилось, но всё равно в основном магнаты правили Царством Польским, тем более, что российские власти пытались здесь опираться на местных уроженцев. Потому отпрысков магнатских родов с детства готовили к государственной деятельности.

Александр Игнаций лишился отца в 12 лет, но это не сделало его обделённым сиротой – взаимовыручка существовала даже в родах средней шляхты, тем более – в магнатских. Юноша получил образование в университетах Варшавы, Парижа и Геттингена. Он поступил на службу Российской империи, но вряд ли даже знал русский язык – в дворянском обществе вполне хватало французского.

В 1830 году Велёпольский стал депутатом сейма Царства Польского, находился в лагере консерваторов. Польских консерваторов не стоит путать с русскими – первые стремились к поддержанию старых порядков Речи Посполитой, включая её независимость, и выступали резко против империи. Потому не удивительно, что Александр Игнаций поддержал восстание 1830 года. Однако в боях он не участвовал: по-европейски образованного и знавшего высший свет Велёпольского послали в Лондон за помощью повстанцам. Миссия закончилась безрезультатно, но продлилась все месяцы восстания.

Велёпольский не скрывал собственного участия в антирусской деятельности, даже опубликовал в 1831 году брошюру о своей миссии в Лондоне. Но формально он не выступал против Российской империи с оружием в руках, потому наказания не понёс и спокойно вернулся в имение, где занимался хозяйством и периодически публиковал статьи. Он всегда считал себя не подданным Российской империи, а гражданином Речи Посполитой, пусть и разделённой между другими государствами, потому, к примеру, живо отреагировал на восстание крестьян в Галиции (на территории Австрийской империи) в 1846 году, написав памфлет Lettre d’un gentilhomme polonais au prince de Metternich (Письмо польского дворянина князю Меттерниху).

В 1861 году Велёпольский был назначен председателем комиссии духовных дел и народного просвещения, вскоре посетил Петербург и смог добиться поддержки двора, в результате чего был назначен помощником наместника Константина Николаевича по гражданской части и вице-председателем государственного совета. Наместник Царства Польского брат императора Константин Николаевич до этого был морским офицером и многое сделал для реформирования флота после Крымской войны, будучи либералом больше Александра II активно участвовал в подготовке крестьянской реформы, но в польских делах разбирался мало, потому во многом полагался на своего помощника.

Велёпольский при поддержке Константина Николаевича проводил либеральные реформы. Заменил для временнообязанных крестьян барщину оброком, уравнял в правах евреев с другими народами, реформировал систему образования; именно он основал Варшавскую главную школу – первое высшее учебное заведение в Царстве Польском с 1830-х годов (вместо этого существовали 8-классные гимназии с частично ВУЗовской программой последних лет обучения).

Между тем на землях бывшей Речи Посполитой (не только в Царстве Польском) активно готовилось восстание. Радикальным революционерам (так называемым «красным») были невыгодны либеральные реформы – такие якобы полумеры могли удовлетворить большую часть населения и отвратить от идеи восстания. Велёпольский искал контакты с более умеренным крылом (так называемыми «белыми»), убеждая их отказаться от своих планов и принять участие в мирных реформах.

21 июня 1862 года было совершено покушение на Константина Николаевича, однако несмотря на выстрел из пистолета в упор, он был только легко ранен. 26 июля и 3 августа последовали покушения на Велёпольского, который тот благополучно пережил. В ответ власти не стали применять массовых репрессий, они с помощью агентурной работы составляли списки наиболее активных революционеров – те конспирировались гораздо хуже позднейших русских народовольцев. В начале 1863 года Велёпольский инициировал рекрутский набор, в списки которого включил выявленных людей.

Именно этот рекрутский набор и стал катализатором: члены тайных комитетов решили нанести удар, пока рекрутов не увели в Россию и подняли бунт. Велёпольский уехал за границу. Он был неугоден ни повстанцам, которые обвиняли его в сотрудничестве с Россией, ни императору, который уволил его со всех постов. Революционеры хотели полностью независимой республики вместо полумер в виде либеральных реформ, а Санкт-Петербург решил разговаривать с Польшей языком силы и не стал там проводить даже многие из реформ, осуществлённых в других губерниях империи. Сторонники постепенной либерализации без открытого сопротивления империи оказались ни одному из лагерей не нужны.

Из эмиграции Велёпольский так и не вернулся. Он жил в Дрездене, где и умер в 1877 году.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алексамндр II Николамевич

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - в связи с отменой крепостного права (по манифесту 19 февраля 1861 года).

Крестьянское движение

Крестьянское движение с конца 50-х гг. подогревалось постоянными слухами о готовящемся освобождении. Если в 1851-1855 гг. произошло 287 крестьянских волнений, то в 1856-1859 гг. - 1341.

Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г., когда было зарегистрировано неповиновение крестьян в 1176 имениях. В 337 имениях для усмирения крестьян использовались воинские команды. Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В 1862-1863 гг. волна крестьянских выступлений заметно спала. В 1864 г. открытые волнения крестьян были зарегистрированы лишь в 75 имениях.

С середины 70-х гг. крестьянское движение вновь начинает набирать силу под влиянием малоземелья, тяжести платежей и повинностей. Сказывались и последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а в 1879-1880 гг. плохой урожай стали причиной голода. Число крестьянских волнений росло в основном в центральных, восточных и южных губерниях. Брожение среди крестьян усиливали возникшие слухи о готовящемся новом переделе земли. Между тем в своей аграрной политике правительство пыталось путем регламентации крестьянской жизни сохранить ее патриархальный уклад. После отмены крепостного права быстро шел процесс распада крестьянской семьи, росло число семейных разделов.

Либеральное движение

Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа.

Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность "Положений 19 февраля”, необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства.

Либеральное движение в целом было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу.

Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х гг. несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально.

В условиях политического кризиса на рубеже 50 - 60-х гг. активизировали свою деятельность революционные демократы - радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал "Современник”, которым руководилиН .Г. Чернышевский и Я.А. Добролюбов (1836-1861).

Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы. 1861 г. вселило в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянской революции в России. Революционные демократы распространяли листовки, в которых содержались призывы к крестьянам, к учащейся молодежи, солдатам готовиться к борьбе.

В конце 1861 - начале 1862 г. группой революционеров-народников была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения. Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация получила название "Земля и воля”. Она занималась распространением нелегальной литературы, вела подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г.

В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. "Современник" был закрыт (до 1863 г.). Признанные лидеры радикалов - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьёвич и Д.И. Писарев были арестованы.

После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями "Земли и воли” в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

В 60-е гг. на волне неприятия существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме”.

В то же время под влиянием социалистических идей, романа Н.Г. Чернышевского "Что делать? ” (1862) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной деятельности.

В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название "народничество”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине и качествам крестьянина-общинника Россия сможет прямо перейти. к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали "не повиноваться властям. "Хождение в народ" продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России.

А.А. Квятковский, Н.Н. Колодкевич, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко в 1879 г. надеясь вызвать политический кризис и поднять народ, совершили ряд террористических актов. Смертный приговор Александру II Исполнительный комитет "Народной воли”, вынес в августе 1879 г. После нескольких неудачных покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким.

Общественное движение

Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Это небольшой слой общества, тесно связанный с общественными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на довольно своеобразном восприятии западных идей.

3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет , о слаблены цензурные правила.

Польское восстание 1863 г.

В 1860-1861 гг. по всему Царству Польскому прокатилась волна массовых манифестаций в память о годовщине восстания 1830 г. В Польше было" введено военное положение, проводились массовые аресты. Вместе с тем были сделаны определенные уступки: восстановлен Государственный совет, вновь открыт университет в Варшаве и т.п. В этой обстановке возникли тайные молодежные кружки, призывавшие городские слои населения к вооруженному восстанию. Польское общество разделилось на две партии. Сторонники восстания получили название "красные”. "Белые" - землевладельцы и крупная буржуазия - рассчитывали добиться восстановления независимой Польши дипломатическими средствами.

Восстание в Польше вспыхнуло 22 января 1863 г. Непосредственным поводом послужило решение властей провести в середине января 1863 г. в польских городах и местечках, по заранее подготовленным спискам рекрутский набор лиц, заподозренных в революционной деятельности. Центральный Комитет "красных" принял решение о немедленном выступлении. Военные действия развивались стихийно. Пришедшие вскоре к руководству восстанием "белые" сделали ставку на поддержку западно-европейских держав. Несмотря на ноту Англии и Франции с требованием прекратить кровопролитие в Польше, подавление восстания продолжалось. Пруссия поддержала Россию. Русские войска под командованием генерала Ф.Ф. Берга вступили в борьбу с повстанческими отрядами в Польше. В Литве и Белоруссии войсками руководил виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев ("Вешатель”).

Александр II 1 марта отменил временнообязанные отношения крестьян, снизил на 2.0% оброчные платежи в Литве, Белоруссии и Западной Украине. Взяв за основу аграрные декреты польских повстанцев, правительство в ходе военных действий объявило о земельной реформе. Лишившись в результате поддержки крестьянства, польское восстание к осени 1864 г. потерпело окончательное поражение.

Рабочее движение

Рабочее движение 60-х гг. не было значительным. Преобладали случаи пассивного сопротивления и протеста - подача жалоб или просто бегство с фабрик. Из-за крепостнических традиций и отсутствия специального рабочего законодательства установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Обычным требованием было уменьшение штрафов, повышение заработной платы, улучшение условий труда. С 70-х гг. рабочее движение постепенно нарастает. Наряду с волнениями, не сопровождающимися прекращением работ, подачами коллективных жалоб.

В отличие от крестьянского рабочее движение было более организованным. Заметную роль в создании первых рабочих кружков сыграла деятельность народников. Уже в 1875г. под руководством бывшего студента Е.О. Заславского в Одессе возник "Южнороссийский союз рабочих " (разгромлен властями в конце того же года). Союзы вели пропаганду среди рабочих и ставили своей целью революционную борьбу "с существующим политическим и экономическим строем”.

Промышленный кризис начала 80-х гг. и сменившая его депрессия породили массовую безработицу и нищету. Владельцы предприятий широко практиковали массовые увольнения, понижение расценок за работу, увеличение штрафов, ухудшались условия труда и быта рабочих. Широко использовался дешевый женский и детский труд. Не существовало ограничений продолжительности рабочего дня. Охрана труда отсутствовала,. что влекло за собой рост несчастных случаев. В то же время не было ни пособий за увечья, ни страхования рабочих.

Экономические стачки и рабочие волнения начала 80-х гг. в целом не выходили за рамки отдельных предприятий. Важную роль в развитии массового рабочего движения сыграластачка на Никольской мануфактуре Морозова (Ореховв-Зуево) в январе 1885 г. В ней приняло участие около 8 тыс. человек. Стачка была заранее организована. Рабочие предъявили требования не только владельцу предприятия, но и правительству. Правительство приняло меры к прекращению стачки и одновременно оказало давление на владельцев мануфактуры, добиваясь удовлетворения отдельных рабочих требований и предотвращения будущих беспорядков.

Под влиянием Морозовской стачки правительство приняло 3 июня 1885 г. закон "О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих”. Закон частично регламентировал порядок найма и увольнения рабочих, несколько упорядочивал систему штрафов, устанавливал меры наказания за участие в стачках.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ общественно-политического развития России в первой половине ХIХ в. Особенности и направления общественных движений этого периода: декабристское, национально-освободительное, крестьянское, либеральное движение. События польского восстания 1863 г.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Александр II Николаевич Освободитель как проводник широкомасштабных реформ. Начало государственной деятельности. Отмена крепостного права. Главные реформы Александра II. История неудачных покушений. Гибель и погребение. Реакция общества на убийство.

    презентация , добавлен 11.03.2014

    Правление Александра II. Предпосылки реформ в России. Отмена крепостного права. Реформа местного самоуправления. Реформирование судебной системы, военной области. Преобразования в сфере народного просвещения. Итоги и последствия реформ Александра II.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Александр II до коронации и в первые годы царствования. Великие реформы 1863-1874 годов. Необходимость реформ. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная, военная, финансовая реформы. Реформы в области просвещения и печати.

    реферат , добавлен 18.01.2003

    Александр II Николаевич - российский император. Формирование его личных качеств, начало государственной деятельности. Семья, политические вехи правления. Особенности проведения реформ, общественно-политической жизни России в период его правления.

    презентация , добавлен 23.01.2014

    Оценка места и значения в русской истории периода правления императора Александра I. Обстоятельства и факторы, повлиявшие на становление личности будущего царя, предпосылки его либеральных реформ. Особенности внешней и внутренней политики Александра I.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Проведение Александром I реформ высших органов управления, финансов и образования. Предпосылки и ход восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Усиление централизации власти и введение цензурного устава в период правления Николая I, его внешняя политика.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2013

    Январское восстание 1863 года - национально-освободительное восстание на территории Царства Польского. Действия Мерославского и Лангевича в партизанской войне. Подготовка и начало польского восстания. Восстание в Юго-Западном и Северо-Западном краях.

    реферат , добавлен 28.12.2009

    Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в. в период правления Петра I. История России до Петра Великого, характеристика его личности. Основные отличия Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2014

    Детство и юность Александра Суворова, начало военной карьеры. Участие полководца в войне с Барской конфедерацией, русско-турецких войнах, подавлении польского восстания 1794 года. Военная карьера Суворова при Павле I, период опалы, возвращение в Россию.

Loading...Loading...