Выставка отчет в библиотеке. Традиционные и наиболее часто используемые выставки. Выставочная деятельность библиотеки: Сохранение традиций и новации

Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные и наиболее часто используемые выставки:

· новых поступлений;

· тематические;

· персональные;

· жанровые;

· к знаменательным и памятным датам;

· в помощь учебному процессу.

Общий ответ показал, что участники ранее не знали, что в библиотеке проводятся такие выставки. Ответы на этот вопрос были сгруппированы по типу события, в котором участвовал участник: событие оратора, экранизация фильма, дискуссионная панель или другой тип события. Ряд ответов касался содержания желаемых будущих событий, а не формата; эти ответы и те, которые не предоставили никакой конкретной информации, были сгруппированы вместе в разделе «Не указано». «Другие» типы описываемых событий представляли широкий диапазон: от событий, связанных с карьерой, для студентов и исследовательских мероприятий до кулинарных классов и турниров по видеоиграм.

Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и при­знание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:

1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.

3. Книжные развалы.

4. Выставка – лучший читатель, -досье, -бенефис, одного формуляра.

5. Выставка-концепция; выставка-настроение.

Было разослано сотню сорок три приглашения на обследование, и 40 представителей учреждений ответили на опрос, при этом показатель ответа составил 0%. Большинство респондентов представляли академические медицинские или медицинские библиотеки. Следующими наиболее распространенными категориями были академические библиотеки на уровне университета или колледжа, которые не были сосредоточены на медицине или медицине, библиотеках больниц, неакадемических медицинских или медицинских науках и публичных библиотеках.

Респондентам задавали вопрос о том, как они рекламировали экспонаты и события, и их ответы суммированы на рисунке 3. «Другие» методы рекламы, упомянутые, включали статьи газеты или бюллетеня, распространение через рассылку кампуса, публичное радиообъявление и использование цифровых дисплеев на территории кампуса.

6. Выставка-сюрприз.

7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.

8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.

9. Выставка-путешествие.

10. Электронные (виртуальные) выставки.

11. Выставка печатной продукции библиотеки.

12. Выставка-совет, -признание, -символ, -письмо, -лабиринт, предметная, -демонстрация, -презентация, -угощение, -суд, -коллизия и др.

Респондентам был задан ряд вопросов о финансировании передвижных выставок и связанных с ними событий. Респондентов спрашивали, получали ли они финансирование из своей библиотеки, и 28 из 24 респондентов. Это финансирование часто использовалось для оплаты расходов на доставку экспоната в библиотеку или из нее, а также предлагать напитки в одном или нескольких мероприятиях. Другие виды использования библиотечного финансирования были для гонораров спикеров и путешествий, рекламных материалов, создания местных экспонатов и прав на просмотр фильмов.

13. Говорящие выставки.

Традиционные выставки

Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки . Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необхо­димо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экс­позиция, понятнее для читателей.

Респондентов спрашивали, получали ли они финансирование от других подразделений в их учреждении, и 3% из 32 респондентов. Респондентов спрашивали, получали ли они финансирование из-за пределов своего учреждения, и 0% из 10 респондентов сделали это в одном случае из местной благотворительной организации и в одном случае из местного исторического общества.

Респондентов спрашивали, сотрудничают ли они с другими организациями и учреждениями, как внутри, так и вне их организации. Тридцать три респондента ответили на вопрос о внутренних партнерских отношениях, причем 19 ответили утвердительно. Семнадцать респондентов представили описания своих партнерских отношений с наиболее распространенными, включая другие департаменты, колледжи и библиотеки на территории кампуса. Дополнительные партнерские отношения включали департаменты общественного здравоохранения, общественные организации, профессиональные организации, организации выпускников и другой университет.

Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу оп­ределенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка – акту­альность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного рас­крытия, в этом случае в библиотеках целесообразно исполь­зовать выставоч­ный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читате­лей, их можно продолжить в следующем году.

Из-за ошибочной логики пропусков только респонденты, которые ответили утвердительно на вопрос о внутренних партнерствах, были направлены на открытый вопрос, предлагая им описать их партнерские отношения. Было получено тридцать два ответа на вопрос, причем 22 респондента указали, что они не оценивали свои программы, а 10 респондентов действительно провели какую-то оценку. В последующем открытом вопросе респондентам, которые сообщили о проведении оценки, было предложено описать этот процесс. Последующие вопросы задавали респондентам, если бы имелись какие-либо доказательства того, что экспонат и окружающие события изменили восприятие клиентами библиотеки, и если да, чтобы описать это доказательство.

Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми раз­нообразными:

· экология – «Изменим цвет “Красной книги”!», «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»;

· космос – «Покорившие космос» – ко Дню космонавтики, «На неведо­мых орбитах»;

Семнадцать респондентов указали, что у них есть доказательства того, что восприятие клиентами библиотеки было изменено; девять из этих респондентов также указали, что они оценили свои усилия. Все, кроме одного из «оценочных» учреждений, указали, что у них есть доказательства того, что восприятие изменилось.

Двадцать четыре описания были получены в отношении вопроса об извлеченных уроках. Основные темы ответа включали важность планирования, временных требований и партнерских отношений. Например, один из респондентов предположил, что те, кто участвует, начнут планировать раньше.

· краеведение – темы родины, России – «Люблю свой край, люблю свой город»;

· актуальные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи свое сердце добру»;

· этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Долг че­ловека – быть интеллигентным», «Сохрани в себе человека».

Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (де­тей) с новыми документами – книгами, газетами, журналами, аудио-, видео- , изоматериалами, компакт-дисками, и др. («Парад новых книг», «Внимание! Новые книги!», «Здравствуйте! Я – новая книга»). Чаще всего такие выставки уни­вер­сальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний. От­сюда особенность организации – порядок расположения докумен­тов должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК.

Участники съемочных мероприятий, а также представители других хостинговых библиотек предоставили полезную информацию о реакции аудитории и организационных стратегиях. Описанный опыт и собранная информация могут быть полезны библиотекарям в других учреждениях, которые заинтересованы в размещении экспонатов, планировании событий и маркетинге этих предложений для своих основных групп пользователей и за его пределами.

Некоторые из наиболее ценных извлеченных уроков включают. Экспонаты и связанные с ними события могут изменить восприятие библиотеки - реакция обычно положительная. При проведении выставки и планировании событий достаточно времени, чтобы полностью связаться с любыми людьми или группами, которые могут быть задействованы, и выработать логистику - это может занять до года. Разработка надежного плана маркетинговых коммуникаций может способствовать повышению посещаемости библиотечных мероприятий. Платит за творчество при рассмотрении возможностей финансирования библиотечных экспонатов и событий. В частности: может потребоваться поиск нетрадиционных источников финансирования. Финансирование не обязательно должно быть в виде одного грандиозного гранта из разных источников. Чтобы облегчить финансирование, следует попробовать только одну выставку за учебный год. Экспонаты и связанные с ними мероприятия приносят больше людей в библиотеку. . Некоторые темы, по своей природе, будут привлекать больше людей.

Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к от­дельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов.

Ярославская областная универсальная научная библиотека

Подумайте о потенциальной аудитории и их интересах при планировании выставок и событий. Оценка очень важна - эти усилия - лучший способ узнать, что хорошо работает и что можно изменить к лучшему. Нижеследующее руководство предназначено для того, чтобы помочь кураторам подумать о процессе создания экспоната или дисплея, который будет размещен в библиотеке Лейберн или Телфорд. Непосредственное соблюдение всех частей этого руководства не требуется для гостя-кураторов, хотя все приглашенные кураторы должны соответствовать университетской библиотеке.

имени Н. А. Некрасова

Организационно-методический отдел

Формы и методы организации

библиотечных выставок

Материалы в помощь работе библиотек

Ярославль, 2010

ББК 78.381.02 Яр


составитель

В. П. Зубакина,

методист организационно-методического отдела


отв. за вып.

С. В. Кругликова

Экспонат - это набор предметов в сочетании с сопроводительным текстовым, визуальным или звуковым контентом, который служит формой общения между библиотекой и ее покровителями. Экспонаты должны иметь связанные результаты обучения и часто, но не всегда, требуют значительных исследований. Результаты обучения не обязательно должны быть формальными. Поскольку экспонаты библиотеки служат открытой образовательной средой, результаты обучения, скорее всего, будут сосредоточены на эмоциональном изменении аудитории - изменении чувства, мотивации, чтобы узнать больше и т.д.

зав. организационно-методическим отделом

: материалы в помощь работе библиотек / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ОМО; сост. В. П. Зубакина; отв. за вып. С. В. Кругликова. – Ярославль, 2010. – 26 с.

От составителя
Проведение выставок в библиотеках является одним из самых традиционных и распространённых методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях. Выставки очень разнообразны и по содержанию, и по объему экспонируемого материала. В последние годы активизировался творческий потенциал библиотекарей и наряду с традиционными видами выставок в библиотеках используются и новые, нетрадиционные их виды.

Процесс создания библиотеки

Если кураторство проявляется в пространствах вне специальных коллекций, Эмили Кук отправит форму, чтобы после получения разрешения от назначенного контакта создать схему дизайна выставки. Спросите себя следующее: нужно ли организовать выставку определенным образом, чтобы ее можно было понять? Нужно ли группировать предметы в хронологическом порядке или в соответствии с категорией? Как физическое пространство повлияет на дизайн? Как повлияет на установку моего устройства выключатели, розетки и порты данных? Как использование выбранных витрин ограничивает мой дизайн? Эмили Кук и работники-ученики могут превратить физический экспонат в цифровую выставку, размещенную в Омеке.

Оценка библиотечных экспонатов

  • Создайте схему в цифровом виде или вытяните свой дизайн.
  • Отправьте схему на.
  • При планировании подумайте, как дизайн влияет на интерпретацию аудитории.
  • Написание и переписывание меток.
  • Устранение объектов.
  • При необходимости используйте технологию.
Кураторы должны использовать внешнюю, формирующую и итоговую оценку для оценки эффективности экспонатов.

В данном издании собраны материалы, которые помогут библиотекарям в их дальнейшей работе по созданию библиотечных выставок. Это консультация «Формы и методы организации выставок» и список литературы «Библиотечные выставки».

Книги, которых нет в вашей библиотеке, а также ксерокопии статей можно заказать, используя систему МБА, в ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова.

Оценка на лицевой стороне: этот этап включает в себя идентификацию того, кто представляет зрителей и что они хотят видеть.

  • Этот этап предполагает выявление барьеров для понимания зрителей.
  • Этот этап включает в себя обзор отзывов зрителей.
Дисплей представляет собой набор элементов с незначительным количеством сопроводительного текста или предоставленной интерпретацией. Дисплеи могут быть, но не обязаны быть вспомогательными для экспоната.

Цель отображения библиотеки - передать смысл через набор элементов. Если вы создадите дисплей за пределами специальных коллекций, Эмили Кук отправит форму.

  • Определите тему.
  • Заполните и отправьте.
Организаторы дисплеев должны по-прежнему уделять внимание обратной связи с аудиторией и рассматривать обратную связь, предлагая будущие дисплеи.

Формы и методы организации библиотечных выставок

(консультация)
Понятие выставки

Важной составной частью библиотечного обслуживания является выставочная деятельность библиотек (или выставочная работа).

Выставочная работа – деятельность по организации (планирование, подготовку, проведение, оценку эффективности) выставок.

Например, разрешение должно запрашиваться у соответствующего правообладателя, если полноэкранный фильм будет показан на петле в экспонате. Часто размещается в главной части выставки. В городской библиотеке проводятся художественные выставки во всех наших местах, чтобы разоблачить жителей новыми формами и идеями искусства, способствовать творчеству и вдохновлять любопытство, а также предоставлять выставочные возможности для художественного сообщества. Экспонаты выбираются штатным комитетом в соответствии с потребностями и интересами сообщества, разнообразием шоу, художественным качеством работ и пригодностью формата для каждого физического пространства Библиотеки.

Проведение выставок в библиотеках является одним из самых традиционных и распространённых методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях.

Выставка библиотечная – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Если вы хотите, чтобы ваше искусство было рассмотренные на выставке в одной из наших библиотек, ознакомьтесь со следующей информацией и инструкциями. Пожалуйста, отправьте свой портфель за две недели до крайнего срока. Художники получат уведомление о принятии или отклонении в течение четырех недель после этих крайних сроков. Художники, выставленные в месте расположения Городской библиотеки, не будут рассматриваться на выставке в течение двух лет после их предыдущей выставки.

Городская библиотека принимает портфолио по физическим и электронным приложениям. Подавайте только одно приложение за звонок за период ввода. Художникам предлагается доставить или отправить их в адрес Городской библиотеки, где они больше всего предпочитают демонстрировать свою работу. Пожалуйста, отправьте только одно портфолио в одно место. Если вы не выбрали для выставки в предпочтительном месте, запись артиста будет рассмотрена для других мест в Библиотеке. Физические материалы должны включать следующие элементы.

Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определённый читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание в зрительно воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо её изображение.

Как правило, выставка экспонируется в течение определённого времени и имеет определённые этапы организации: выбор заголовка, определение подразделов, подбор цитат, вопросов, иллюстраций, продумывание композиции, размещение и оформление.

Помимо раскрытия фонда можно выделить и такие функции выставок:

1) возможность связать воедино издания из различных разделов фонда;

2) помогают сориентироваться в потоке новых изданий;

3) средство творческого самовыражения библиотекарей;

4) демонстрируется умение работать в команде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих её имиджа. Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой (в отличие от многих других направлений деятельности библиотеки: каталогизации, комплектования) имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку.

История выставочной работы

По мнению автора пособия «Выставочная деятельность публичных библиотек» Н. В. Збаровской, впервые выставки вошли в практику европейских стран в середине XIX в. Этому способствовало и устройство международных выставок, среди экспонатов которых были и книги.

В книге Г. К. Олзоевой «Массовая работа библиотек»: «Своё начало выставки берут в XVII в., когда в академических библиотеках стали экспонироваться отдельные издания или группы произведений».

В России первые выставки появились в 50-х гг. XIX в. В это время начали устраивать выставки литературы в Императорской публичной библиотеке в Петербурге (благодаря энергии и заботам В. И. Собольщикова и В. В. Стасова). Эти выставки носили характер музейных экспозиций. На них демонстрировались наиболее ценные экземпляры из книжных сокровищ библиотеки. Среди таких выставок Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет выставку «примечательнейших памятников церковно-славянской и русской печати, расположенную хронологически по типографиям»; выставки автографов разных исторических лиц разных народов и эпох, рукописей с миниатюрами, выставки гравюр и эстампов; коллекцию портретов Петра Первого; выставку Библий на всех языках и наречиях земного шара».

Также Императорская Публичная библиотека организовывала и передвижные выставки своих изданий. Свидетельством этому служит «Описание рукописей Императорской публичной библиотеки, доставленных на выставку при VII археологическом съезде в Ярославле» (Ярославль, тип. губ. правления, 1887).

Однако в других публичных библиотеках, особенно в провинциальных, книжные выставки практически отсутствовали. Только в начале ХХ в. получила распространение своеобразная форма просветительской работы среди крестьянства - народная выставка. Она сочетала в себе передвижной музей, лекторий и выставку. Посетители могли либо брать книги на дом, либо читать их непосредственно в помещении. Но распространение народных выставок ограничивалось всего 3-4 губерниями.

После Октябрьской революции 1917 г. постепенно выставочная работа приняла широкий размах. Стали появляться новые формы выставок, в 20-40-е гг. появляется ряд статей и брошюр об опыте выставочной работы. Среди авторов библиотековеды Д. А. Балик, А. Я. Виленкин, Ю. В. Григорьев, Е. Н. Медынский и др.

Главной целью выставочной работы библиотеки, как правило, является раскрытие фондов.

Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются:

Привлечение внимания к чтению;

Облегчение поиска необходимых изданий.

Требования к выставочной работе

Комфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для работы с книгой и одновременно отдыха читателей. Эти условия включают в себя: удобное расположение книг на выставке; дополнительное освещение; место для отдыха читателя. Сюда входит психологический комфорт при работе с выставкой: удобство получения книги с выставки; возможность ознакомления с литературой в спокойной обстановке, т.е сама выставка должна функционировать в гармоничной библиотечной среде.

Наглядность . Конечная цель этого принципа – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности. Библиотечные выставки наглядно представляют разделы фонда и отдельные издания, демонстрируют связь явлений, событий и документов, облегчают визуальное восприятие информации. Документы на выставке располагаются в наиболее удобном для обозрения и восприятия ракурсе; являются более информативными по сравнению с книгами в фонде открытого, тем более закрытого доступа; представлены в сочетании с дополнениями и аксессуарами, создающими определённый фон и т.п.

Доступность прежде всего заключается в том, что библиотечные выставки предоставляют читателям возможность изучения содержания демонстрируемых документов. По мнению О. П. Зыкова, доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям, в связи с чем большое количество выставок витринного типа (в стеклянных витринах) в публичных библиотеках не может считаться оправданным.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. 1. Как оперативность отражения (нового документа, актуальной темы/проблемы). 2. Возможность ознакомления как с первичным, так и со вторичным документом (собственно книгой и её библиографическими данными).

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Типы библиотечных выставок

В литературе существуют разнообразные подходы к классификации книжных выставок. Каждый из авторов выделяет различные по количеству и содержанию аспекты классификации. В учебнике Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек» все эти подходы подробно рассмотрены.

С. Матлина выделяет следующие типичные разновидности выставок.

1. Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим основаниям:

2) по типу, виду или жанру издания: выставки книг, периодических изданий, исторических романов и т.п.;

3) по времени издания документов или их поступления/возврата в библиотеку: выставки новых поступлений, возвращённых и «забытых» книг ;

4) по месту размещения: внутри и внебиблиотечные ;

5) по конструкционнным особенностям: внутристеллажные, витринные, на стендах , внутриполочные, выставки-развалы, на столах.

Сюда можно добавить ещё такие виды:

6) по статусу: самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие;

7) по целевому назначению: в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и т.д .;

8) по срокам функционирования: постоянные, длительные, периодические, краткосрочные ;

9) по используемым ресурсам: базирующиеся на фонде одной библиотеки, или базирующие на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек, любительских объединений, частных коллекций.

2. В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определённой идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект. О них сообщают местные СМИ, по ним проводят презентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей – владельцев личных книжных и других коллекций.

3. С освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка подразумевает какую-либо деятельность зрителя/читателя.

Циклы выставок

Во многих библиотеках организовываются циклы выставок. Это позволяет глубже раскрыть тему, а иногда сложную, многоаспектную проблему. Предполагается, что объединённые в цикл выставки связаны не только общей темой, но и стилем оформления. Их сопровождает календарный план с указанием всех составных частей цикла, а также картотека или электронный адрес, по которому в каталоге можно найти библиографическую информацию по теме. Пример: в Гаврилов-Ямской ЦБ в 2009 г. был организован цикл книжных выставок «Литературный гид», посвящённый юбилеям писателей (к 125-летию Е. И. Замятина, 240-летию И. А. Крылова, 120-летию А. А. Ахматовой, 195-летию М. Ю. Лермонтова, 100-летию Н. И. Рыленкова и др.), а также цикл выставок «Книги-юбиляры 2009 г.».В свете празднования 1000-летия Ярославля и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне во многих муниципальных библиотеках области проводились, проводятся и запланированы на текущий год выставки такого типа.

Выставки по содержательно-смысловому принципу

Тематические выставки – самые распространённые в библиотеках. Это выставки, посвящённые проблеме, теме, отрасли. Они могут быть как многоотраслевыми, так и узкой проблематики. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определённой теме. Например, «Новая литература по экономике», выставки забытых книг; выставки, организованные на основе популярных телепередач («В мире животных», «Человек и закон»).

Юбилейные выставки . Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций занимают выставки, приуроченные к юбилеям известных деятелей или крупных исторических событий. Такие выставки – это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению. Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Примером может служить конкурс книжных выставок к 200-летию со дня рождения Гоголя. Такой конкурс проходил в г. Прокопьевске Кемеровской обл. Об этом рассказывается в статье Е. Чумириной «Этот загадочный гений» в журнале Хроники краеведа, 2009, № 4.

Краеведческие выставки . В большинстве библиотек краеведение является одним из приоритетных направлений работы и поэтому такие выставки тоже очень распространены. Краеведческие выставки очень разнообразны по содержанию, читательскому назначению и т.д. Они могут быть постоянно действующие универсальные, тематические, новых поступлений, к знаменательным и памятным датам. По возможности литература о крае и местные изданиях также экспонируются в качестве самостоятельных разделов или в контексте общих документов на других выставках. Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, отражены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций.

Монографические выставки . Такие выставки известны как выставки одной книги (журнала, статьи). Их задача – привлечь внимание и одновременно расширить интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определённого периодического издания. Поэтому в структуру выставки включаются сведения об авторе книги (статьи), других его публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках – одно из условий выполнения их целевого назначения. Таким выставкам нередко дают броские заголовки, близкие к рекламному слогану: «Самая нашумевшая книга года», «Всегда юный – всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»).

Рекламные выставки направлены на рекламу библиотеки, раскрытие её информационных возможностей, на освоение читателями основ библиотечно-библиографических знаний. Эти выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в информационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это показательные экспозиции книг, например, испорченных читателями. В ЯОУНБ им. Н. А Некрасова несколько лет назад устраивались подобные выставки отделом гуманитарной литературы.

В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея. Примером может служить «Музей ненужной книги» в ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова.


Выставки по временному признаку.

Основанием деления выставок на постоянные и временные является продолжительность экспонирования. В некоторых библиотеках постоянными делают выставки новых поступлений, где издания регулярно обновляются.

Остальные выставки временные. Их длительность зависит от темы и читательского назначения.

Выставки по территориальному признаку

Такие выставки делят на внутрибиблиотечные (стационарные) (включая внутриполочные – в фонде свободного доступа) и внебиблиотечные (выездные) - те, которые экспонируют за пределами библиотеки.

Выездные выставки, как правило, имеют конкретное читательское назначение – для специалистов. Обычно это выставки-просмотры по определённой теме или по какой-либо специальности. Они проводятся непосредственно по месту работы. Например, в школах для преподавателей. По данным многих библиотек, выездные выставки намного эффективнее стационарных. Зачастую они приурочиваются к таким мероприятиям как совещания, конференции.

Также к внебиблиотечным выставкам можно отнести передвижные книжные выставки. Опыт проведения подобных выставок имеется в Курганской областной библиотеке (Об этом статья Есиной в журнале Новая б-ка, 2006, № 4). Цель таких выставок – познакомить читателей самых отдалённых районов с редкими изданиями, хранящимися в фонде областной библиотеке. Выставки сопровождаются методическими и иллюстративными материалами. В 2005 г. к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне были сформированы две выставки, включающие подлинные издания военных лет: книги, газеты, журналы.

Книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. Развалы создают ситуацию свободного выбора.

Нетрадиционные и интерактивные выставки

В последние годы активизировался творческий потенциал библиотекарей и появились новые виды библиотечных выставок. Это нетрадиционные выставки. На таких выставках наряду с книгами и журналами представлены и фотографии, иллюстрации, предметы быта и т.д. Разновидностей таких выставок тоже очень много. Интерактивные выставки подразумевают «обратную связь», общение с читателем.

Выставка-концепци я или выставка-размышление. Примером может служить выставка, созданная сотрудниками Ивановской областной библиотеки для детей и юношества к юбилею А. С. Пушкина. Концепция выставки состояла в следующем – донести до посетителей мысли Пушкина о русском бунте. К произведениям «Капитанская дочка» и «История Пугачёва» логически примыкали и такие произведения как «Бесы» Достоевского, «Двенадцать» Блока, «Белая гвардия» Булгакова. Также авторы выставки строго рассчитали время её проведения – период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и к вступительным в вузах.

Обычно выставки-концепции – это продукт творчества нескольких человек: автора идеи, библиографа и художника-оформителя (или дизайнера, если он есть). Обязательным элементом такой выставки является указание всех авторов, т.к., по данным исследований, это повышает статус сотрудников библиотеки и стимулирует чувство ответственности создателей.

Выставка-настроение . В качестве примера можно назвать выставку цветных фотографий «Архитектура осени» (из опыта библиотек Белгородской области). На ней были представлены поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и жёлтого клёна, а также фотоиллюстрации. Рядом разместили книжный ряд «Русской осени очарованье», на котором были представлены стихотворения поэтов об осени.

Выставки-диалоги. Структура таких выставок носит проблемно-ситуативный характер, а цель – максимально активизировать читательскую активность. Пример – выставка «Белые и Красные», разработанная в Ивановской ОБДЮ. Книги о гражданской войне были представлены не на традиционных стеллажах, а на стульях, покрытых материей белого цвета с одной стороны, и красного - с другой. Стулья стояли на небольшом возвышении под острым углом друг к другу, который подчёркивал идейный конфликт двух разных лагерей. Экспонируемые книги как бы дискутировали между собой. На каждой стороне выставки были представлены издания, как в осуждение, так и в защиту белого и красного движения.

К таким выставкам относят также выставки-сравнения . В Пермской ОУНБ был представлен вариант такой выставки. Она называлась «Литературные родственники и однофамильцы». Сравнивалось творчество известных деятелей русской культуры – представителей разных эпох, носивших одинаковые фамилии: Толстой, Некрасов, Ерофеев, Алешковский и др. На выставках представляют произведения писателей, портреты, иллюстрации, приводят тексты с элементами сравнительного анализа творчества.

Выставки-викторины . Одна из частей выставки, обычно левая, представляет собой стенд. На нём размещена схема разработанного библиотекарем кроссворда с перечнем вопросов или задания викторины. Правая часть – это собственно выставка с изданиями и иллюстрациями, в которых можно найти ответы. Аналогично выполняется выставка-путешествие, посвящённая какой-либо стране или краю. Только в левой части располагается стенд с картой страны или края, на котором флажками отмечают места предстоящих заочных путешествий.

Выставка–диорама выделяющая часть из целого, в названии и оформлении это должно отражаться. Например: « Сталинградская битва на фоне Великой Отечественной войны», «Импрессионизм как направление искусства ХХ века», « Наркомания – одна из трагедий ХХI века». В оформлении выставки должны соблюдаться следующие тенденции : либо сначала обозначают в целом проблему, а затем берут узкую тему, обозначенную в названии и раскрывают ее, либо это может быть оформлено в обратном порядке.

В специальной литературе приводятся многочисленные примеры таких выставок. Перечисляются выставки – предостережения, вернисажи, словари, панорамы. В ж. Библиополе за 2008 г была опубликована продолжающаяся статья Е. Мужиковой «Выставка – это всегда интересно», в которой рассказывалось о различных видах выставок, которые использует в своей работе Ивановская Областная библиотека для детей и юношества.

Электронные выставки . Параллельно с обычными выставками в библиотеках создаются электронные выставки. Так, на выставке к 100-летию М. Шолохова в одном из филиалов ЦБС «Лефортово» (г. Москва) одновременно с экспонированием книг писателя, материалов о нём, иллюстраций, на двух стоящих рядом мониторах демонстрировались документальные фильмы о писателе, отрывки из фильмов-экранизаций его произведений.

Также могут быть экспозиции, существующие в электронном формате на CD-ROM, которые выдаются на дом. В библиотеках, имеющих медиа-залы, их размещают в компьютере.

Электронные выставки можно создать в программе PowerPoint. На заглавном слайде представляют разделы выставок в виде гиперссылок на соответствующие слайды. Используют различные средства анимации. Т.е. книга или заголовок могут «выплывать» или многократно переворачиваются. Смена слайдов может происходить как автоматически, так и с помощью мыши, клавиатуры. Библиотекарь продумывает заголовки разделов – слайдов, цитаты к ним, списки литературы, к которым отсылают гиперссылки, а также иллюстративный материал и цветовую гамму фона.

Электронные выставки нередко представляют на сайтах библиотек. В оптимальном варианте, помимо кратких текстов и списка литературы предпочтительно показывать обложки наиболее интересных, в том числе и уникальных изданий, давать отсылки к соответствующим частям книжного фонда. Здесь также важен цветовой фон и иллюстративный ряд.

Технология организации библиотечных выставок

Важным является рассмотрение основных этапов подготовки библиотечных выставок.

1. Выбор темы . Он обусловлен её значимостью и актуальностью. Выставка должна отвечать на вопросы, интересующие читателей. Как правило, в планах работы библиотеки перечисляются темы библиотечных выставок, устанавливаются сроки их организации. Тематика выставок обсуждается в коллективе, каждый вносит свои предложения. Такой подход гарантирует качественный отбор тематики.

2. Определение читательского и целевого назначения . От правильного осознания цели и читательского адреса во многом зависит успех выставки. Одна и та же тема, в зависимости от читательского назначения, может быть наполнена разными источниками, выбор которых определяется особенностью конкретной группы читателей. Важен дифференцированный подход к выставкам. Главное требование такого подхода – необходимость учитывать читательское назначение.

Г. К. Олзоева выделяет следующие признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия литературы – возраст, пол, образование. Одна и та же тема для читателей разного возраста предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.

3. Предварительное знакомство с темой выставки подразумевает работу с энциклопедиями, словарями, учебниками, т.к. библиотекари не являются профессионалами в тех областях знания, которым посвящены выставки.

4. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки . Большую помощь при этом оказывают разнообразные библиографические пособия. (Т.к представленная там литература имеет аннотации; а структура пособия может помочь в определении структуры выставки, её разделов)

5. Выявление источников по СБА и подбор выявленной литературы в фонде.

6. Просмотр, отбор и группировка литературы в соответствии со структурой выставки.

7. Определение структуры выставки . То есть какие разделы будет содержать выставка, заголовки, подбор цитат, иллюстраций.

8. Оформление выставки.

9. Реклама выставки внешняя и внутренняя . Реклама выставки осуществляется посредством размещения объявлений в библиотеке, выпуска каталога, если тема продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями. Интересный опыт рекламы платного абонемента предлагают коллеги ЦБС г. Славгорода Алтайского края: это вращающаяся тумба открытая сверху. На каждой из четырех сторон изображено то, что предлагает платный абонемент: фантастика, боевики, женский роман и популярные журналы. Все это сопровождается эмблемой и значком (круг, сердце, квадрат или звезда). В тумбу сверху вставлены списки литературы. Информация в различной форме размещается и во внешней среде библиотеки.

10. Учёт эффективности библиотечной выставки . Оценка эффективности библиотечных выставок обычно осуществляется путём подсчёта книговыдачи с выставки: в листе статистического учёта и, соответственно, в дневнике учёта работы, отмечаются книги, взятые читателями с выставки. Если выставка размещается в стеклянной витрине, то ведётся учёт заявок на литературу с выставки.

Существует также возможность оценки эффективности выставочной деятельности путём анализа книжных формуляров: на книжных формулярах изданий, как правило, отмечается включение в экспозицию. В этом случае можно проследить, какие документы экспонировались на выставках, использовались они читателями во время выставки или нет.

С целью повышения эффективности выставок проводятся конкурсы на лучшую выставку среди библиотекарей. В 2010 г. подобный конкурс объявлен среди библиотечных работников городских, районных и сельских библиотек Ярославской области. Он проводился с 1 июня по 1 ноября. Организатором конкурса стала ЯОУНБ им. Н. А Некрасова. Цели данного конкурса следующие: активизация выставочной деятельности библиотек; раскрытие творческого потенциала библиотечных специалистов; выявление и распространение инновационных форм работы. Было представлено 33 работы из 27 муниципальных библиотек, что говорит о высокой конкурсной активности. Все представленные работы отличаются разнообразием используемых форм, неожиданными и оригинальными подходами к организации и оформлению выставок. Победителями конкурса стали:

Центральная городская библиотека им. Ф. Энгельса МУК ЦБС г. Рыбинска за работу «Приглашаем в Чеховград» (присуждён Диплом I степени);

Центральная детская библиотека им. Н. Н. Носова МУК «Централизованная библиотечная система» Тутаевского муниципального района за работу «Страницы маленькой жизни» (присуждён Диплом II степени);

Городская библиотека им. Ф. Н. Слепушкина МУК «Централизованная библиотечная система» Тутаевского муниципального района за работу «А я всё сердцем на войне» (присуждён Диплом III степени).

В целях повышения качества выставочной деятельности библиотек необходимо осуществлять постоянный анализ библиотечных выставок (мониторинг состояния выставочной деятельности). Такой мониторинг позволит выявить тенденции и перспективные направления выставочной деятельности, определить новые тематические рамки выставочной деятельности.
Требования, предъявляемые к оформлению выставки

1. Заголовок . Основная идея библиотечной выставки заключается в заголовке. Его объём не должен превышать пяти слов, т.к. длинные заголовки не закрепляются мгновенным зрением читателя, ему необходимо сосредоточиться, задуматься. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, даже если это цитата или оригинальное высказывание. Целесообразно вводить подзаголовок, объясняющий смысл общего названия. Например, название «Зов далёких звёзд» может быть посвящено и Дню космонавтики и научно-фантастической литературе. Выбор заголовка для выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Нецелесообразен поиск цитат и названий впрок, т.к. в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки, и заголовок перестанет отвечать содержанию.

2. Композиция выставки должна подчиняться следующим требованиям . Наиболее воспринимаемая форма выставок – прямоугольная. В размерах выставки желательно применять правило золотого сечения, то есть размеры высоты и ширины в соотношении 5 к 3, 8 к 5, 13 к 8.

Выставочное пространство может быть следующей формы: полукруг, полуквадрат, острый угол, П-образный вариант, дуговой, шахматный и т.п.

Ощущение симметрии и завершённости создаётся путём чередования книг, журналов, иллюстраций. Книги крупного формата желательно помещать в верхней части экспозиции, а маленького – в центре выставки. На одну полку не стоит помещать более 6 книг, а также только одни книги или только иллюстрации. Должно быть их оптимальное сочетание, причём размер иллюстрации не должен совпадать с формой книг.

3. Обращая внимание на цветовую гамму экспонируемого иллюстративного материала, желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. При оформлении выставок и стендов также не стоит злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Большую эффективность дают двухцветные сочетания общего фона и заголовков, цитат. Шрифт несёт в себе определённые ассоциативные свойства: если это поэзия, то лучше выбрать легкий, вензельный шрифт; если война – то тяжёлый, если что-то прошлое – то готический. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом её размещения.

4. Одно из главных условий эффективности выставки – соразмерность представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами, не перегружая количественно, расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка или букета и т.д. Именно эти неявные средства коммуникации, связанные с подсознанием, создают своеобразный контекст визуального сообщения. По данным психологов, на него приходится 80 % воспринимаемой человеком информации.

Таким образом, создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, требует от их создателей постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью.

Выставочная деятельность библиотеки

(список литературы)


1. Андреева М. С. Земля без воды мертва, человек без семьи- пустоцвет: схема книжной выставки / М. С. Андреева // Школьная библиотека. - 2008. – N 4. - С. 58-59: 5 фото.

В статье дается схема книжной выставки, посвященной Году семьи.
2. Андропова Н. В. "Иметь или быть? ": концепция одной выставки / Н. В. Андропова, Г. С. Сидорова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. – N 5/6. - С. 88-89.

Презентация выставки "Иметь или быть? Вот в чем вопрос"
3. Быкова Т . "О сбережении народа российского" / Т. Быкова, О. Герасимова // Библиополе. - 2009. – N 4. - С. 71-74.

Об опыте оформления выставки-триптиха (интерактивная выставка, выставка-портрет, выставка-беседа) в Белозерской центральной библиотеке.
5. Вильданова Р. Актуальность, оригинальность, новизна / Р. Вильданова // Библиотека. - 2007. - N 2. - С. 63-64.

Республиканский конкурс тематических книжных выставок, проведенный на базе библиотеки Альметьевского политехнического техникума.
6. Гольман О. Ю. Нетрадиционные выставки / Гольман О. Ю. // АиФ - Новая библиотека.-2006.-N 1. - С. 21-24.

Опыт выставочной работы сотрудников Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского г. Чебоксары Чувашской Республики. Выставки как синтез различных средств воздействия на читателей. Оригинальные идеи для экспозиций.
7. Гуменова Ю. А. Организация выставки журнала-юбиляра: [к 80-летию журнала «Октябрь»] / Гуменова Ю. А. // Библиотечная жизнь Белгородчины: Сб. Вып. II (24) / Белгор. гос. унив. Науч. б-ка. – Белгород, 2004. – С. 31-38.
8. Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учеб.-метод. пособие / Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко; под ред. Н. П. Лаверова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М. : Дашков и К°, 2004. – 513 с.
9. Дацик В. В. Вернисаж в библиотеке / В. В. Дацик // Школьная библиотека. - 2007. – N 5. - С. 54-55.

Формы организации книжных выставок с использованием репродукций, детских рисунков и других иллюстративных материалов.
10. Епифанова И. Пространство творчества / И. Епифанова // Библиотека. - 2008. – N 6. - С. 57-59: 5 фот.

Опыт выставочной работы в филиале N 4 Централизованной библиотечной системы Кировского района Санкт-Петербурга.
11. Есина А. А . Выставка-конкурс как форма работы по читательскому развитию подростков / А. А. Есина // Молодые в библиотечном деле. - 2005. – N 9/10. - С. 117-124. - Библиогр. : с. 123 (8 назв.)

Книжные выставки, как форма привлечения детей к чтению.
12. Есина Т. В. "Сокровища Юговки" / Т. В. Есина, Т. Н. Селезнева // Новая библиотека. - 2006. – N 4. - С. 13-15.

Новое направление в работе Курганской областной универсальной научной библиотеки им. А. К. Югова - организация передвижных книжных выставок "Сокровища Юговки". Цель этих выставок - познакомить читателей самых отдаленных районов Курганской области с частицей богатств, хранящихся в фондах библиотеки.
13. Загатова Д. Б . Библиотека Президентского центра в свете выставочной работы / Д. Б. Загатова // Молодые в библиотечном деле. - 2008. – N 2/3, спец: вып. - С. 61-64.

Обзор выставок Библиотеки Президентского центра культуры Республики Казахстан.
14. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В.Збаровская. - СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. - (Серия "Библиотека"). - Библиогр.: с. 159-163.
15. Золотухина Н. Е. Книжная выставка "Честь мундира" : массовая работа библиотек / Н. Е. Золотухина // Новая библиотека. - 2007. – N 2. - С. 39-40.

В рамках проекта "Книжная палитра" проводились книжные выставки в сельских библиотеках Кондопожской централизованной библиотечной системы. Ко Дню защитника Отечества в Кончезерской сельской библиотеке была проведена книжная выставка "Честь мундира", посвященная обмундированию русской армии и флота, истории России. Эта выставка патриотической тематики пользовалась большой популярностью.
16. Золотухина Н. Е. Книжная выставка-витрина "Подарки к Новому году" : массовая работа библиотек / Н. Е. Золотухина // Новая библиотека. - 2007. – N 2. - С. 41.

В рамках проекта "Книжная палитра" проводились книжные выставки в сельских библиотеках Кондопожской централизованной библиотечной системы. В Кончезерской сельской библиотеке была проведена книжная выставка-витрина новогодних поделок, сделанных руками детей.
17. Кабко Т. Эта старая новая выставка / Т. Кабко // Библиотека. - 2008. – N 10. - С. 42-44: 4 фот.

Организация книжных выставок в научно-технической библиотеке Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.
18. Киселёва Л. В поисках визуальной культуры / Киселева Л. // Библиотека. – 2007. - № 4. – С. 41-45: фот.

О пилотажном методическом исследовании «Выставочная деятельность общедоступной (публичной) библиотеки», проведённом в Хабаровске.
19. Комисарова Л. Д. Методика выставочной работы в детской библиотеке: метод. рекомендации / Комисарова Л. Д.; ГУК ЦБС «Лефортово» ЮВАО г. Москвы. – М., 2006 . -30 с.
20. Курганова М. Читать - это модно! Читать - это стильно! : новый подход к традиционным формам / М. Курганова // Библиополе. - 2007. – N 2. - С. 22-23.

Об опыте организации необычных книжных выставок в ЦДБ г. Новокузнецка Кемеровской области .
21. Матлина С. Г. Книжные выставки - обычные и необычные / С. Г. Матлина. – М. : Чистые пруды, 2008. – 27 с.
22. Матлина С. Г . Публика требовала: "Автора, автора, автора..." / С. Матлина // Библиополе. - 2006. – N 6. - С. 17-23.

О разновидностях книжных выставок.
23. Мельникова А. Раритеты на книжных полках / А. Мельникова // Библиотека. - 2007. – N 5. - С. 55-57: 7 фот.

Создание коллекции редких и ценных книг в Научно-техническом информационном центре Морского государственного университета им. Г. И. Невельского.
24. Мужикова Е . Выставка – это всегда интересно. "Аршином общим не измерить... " - выставка-размышление: синтез творчества и практической деятельности / Е. Мужикова; авт. выставки Г. Муравьева // Библиополе. - 2008. – N 1. - С. 40-42. - Библиогр. в тексте.

Заочное путешествие по выставкам Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Концепция авторской разработки выставки-размышления "Аршином общим не измерить... ".
25. Мужикова Е . Выставка - это всегда интересно: "Белые и красные" / Е. Мужикова; авт. выставки Е. Бурлакова // Библиополе. - 2008. – N 2. - С. 29-30.

О концепции авторской разработки проблемной выставки "Белые и красные" (опыт Ивановской библиотеки для детей и юношества).
26. Мужикова Е. Выставка - это всегда интересно. "Мир подростка и подросток в мире" / Е. Мужикова; авт. выст. [И. Деткина и др. ] // Библиополе. - 2008. – N 3. - С. 25-27.

Концепция и обзор авторской выставки "Мир подростка и подросток в мире" Ивановской областной библиотеки для детей и юношества.
27. Мужикова Е. Выставка - это всегда интересно. "Книга, сад и огород за 100 лет" / Е. Мужикова; авт. выст. Л. И. Цветкова // Библиополе. - 2008. – N 4. - С. 27-28.

О выставке Ивановской областной библиотеки для детей и юношества "Книга, сад и огород за 100 лет": идея и вопросы организации, содержание, презентация.
28. Мужикова Е. Выставка - это всегда интересно: выставки-сюрпризы / Е. Мужикова // Библиополе. - 2008. – N 6. - С. 30-31.

О выставках-сюрпризах, организованных на абонементе Ивановской областной библиотеки для детей и юношества: "Веселые истории - увидеть не хотите ли? ", "Как стать "новым" русским? ", "Истории из чемодана", "Столик на двоих"
29. Мужикова Е . Выставка - это всегда интересно / Е. Мужикова // Библиополе. - 2008. – N 7. - С. 30.

О двух выставках, в организации которых использовались неординарные приемы демонстрации книг (опыт Ивановской областной библиотеки для детей и юношества).
30. Мужикова Е . Выставка - это всегда интересно. Выставка-признание "Звезда по имени Линдгрен" / Е. Мужикова; авт. выставки М. Ю. Красова // Библиополе. - 2008. – N 8. - С. 22.

О концепции авторской разработки и приемах организации персональной выставки, посвященной шведской сказочнице Астрид Линдгрен (опыт Ивановской областной библиотеки для детей и юношества).
31. Мужикова Е . Выставка - это всегда интересно: выставки-диалоги / Е. Мужикова // Библиополе. - 2008. – N 9. - С. 28-29.

О специфике диалоговых выставок на примере некоторых, организованных в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества ("Иду я по лесу... ", "Сошьем понемножку новую одежку", "Страниц любимых вспомни прелесть... ").
32. Мужикова Е. Выставка - это всегда интересно: выставки-игры / Е. Мужикова; авт. идеи выст. М. С. Сорокина, Е. Л. Красина // Библиополе. - 2008. – N 10. - С. 32-33.

Обзор двух выставок, организованных в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества: "Волшебники страны детства", "Колыбель души детской".
33. Мужикова Е . Выставка - это всегда интересно: «фигурные» выставки / Е. Мужикова // Библиополе. - 2009. – N 1. - С. 31.

О нестандартных способах пространственного расположения книг на выставках (опыт Ивановской областной библиотеки для детей и юношества).
34. Муратханов В. Книжная ярмарка как форма досуга / В. Муратханов // Октябрь. - 2009. – N 2. - С. 152-153.

В чем разница между книжной ярмаркой и книжной выставкой - об этом в статье.
35. Олзоева Г. К. Библиотечная выставка // Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод.пособ. – М. : Либерея-бибинформ, 2006. – С. 38-52.
36. Пантюхова Т. В. Воплоти сценарий в жизнь: организация книжных выставок / Т. В. Пантюхова // Читаем, учимся, играем. - 2007. – N 7. - С. 79-83.

Методический материал, посвященный организации книжных выставок.
37. Рябыкин Н. Работа не напоказ / Рябыкин Н. // Библиотека. - 2006. – N 10. - С. 49-50.

Несколько советов по организации книжных выставок.
38. Самусева Г. Как вывести затворниц в свет: продвижение книжного фонда / Г. Самусева // Библиополе. - 2007. – N 12. - С. 52-54.

Об опыте проектирования необычных книжных выставок в Кемеровской областной детской библиотеке им. А. П. Гайдара.
39. Самусева Г. М. "Самая, самая...": выставка уникальных книг Кемеровской областной детской библиотеки: нестандартные мероприятия для рекламы книги и библиотеки / Г. М. Самусева // Новая библиотека. - 2006. – N 10. - С. 36-38.

Юбилейные мероприятия Кемеровской областной детской библиотеки были отмечены нестандартной рекламной акцией детских книг и библиотеки "Самая, самая...", где были представлены уникальные книги библиотеки.
40. Семяновская А. П. Книжная выставка / А. П. Семяновская // Школьная библиотека. - 2007. – N 1. - С. 66-68.

Организация и оформление книжных выставок в библиотеке.
41. Сухорукова Е. М. Выставочная деятельность РКП в СССР в 1920-1930-е гг. / Е. М. Сухорукова // Библиография. - 2006. – N 4. - С. 61-81.

Выставочная деятельность Российской книжной палаты в 1920-1930-е гг. внутри страны.
42. Татаринова Е. А . Книжные выставки в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : (из истории Российской государственной библиотеки) / Е. А. Татаринова // Библиотековедение. - 2009. N 5. – С. 110–115: фот.

Характеризуется выставочная деятельность Государственной библиотеки СССР им. В И. Ленина в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
43. Тимофеева С. А. Мы все спешим за чудесами.../ С. А. Тимофеева // Читаем, учимся, играем. - 2004. – N 2. - С. 68-70.

Оригинальные варианты книжных выставок
44. Ходырева Е. . Когда оживают стенды / Ходырева Е. // Библиотека. - 2006. – N 6. - С. 61-62.

Методика подготовки книжно-иллюстративной выставки.
45. Чумирина Е . Этот загадочный гений: [Опыт работы ЦБС г. Прокопьевска Кемеровской обл. по созданию выставок к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя] / Чумирина Е. // Хроники краеведа. – 2009 . -№ 4. – С. 113-127.
46. Шевченко Л. В. Книжная выставка: традиции и инновации / Л. В. Шевченко // Читаем, учимся, играем. - 2004. – N 2. - С. 70-73.

Как оформить книжную выставку в библиотеке.
47. Широкова Т. Ликбез для филологов / Широкова Т. // Библиотека. - 2005. - N 10. - С. 25-29.

Об итогах смотра-конкурса книжных выставок вузовских библиотек Новосибирска к 60-летию Победы.
48. Шишкова Н. Конкурс как инструмент: размышления после выставки / Шишкова Н. // Библиотека. - 2006. – N 6. - С. 52-54.

Проведение конкурса, посвященного 60-летию Великой Победы в МУК "ЦБС" города Курска. Конкурс проводился по двум номинациям: "Творчество" (лучшее творческое мероприятие и книжно-иллюстративная выставка) и "Профессионализм и поиск" (лучший библиографический обзор и лучший материал по обобщению опыта работы библиотек в СМИ).

Loading...Loading...