Презентация на тему софийский собор в константинополе. Софийский собор в константинополе. История Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала. Вечно освещенный храм


История Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями и всяческими произведениями искусства, для исполнения которых в этот город отовсюду стекались лучшие художники. Возникшее здесь искусство вследствие религиозных, политических и бытовых условий приняло особый склад, в котором к греко-римским элементам примешивались в сильной степени восточные веяния. Достигнув полного своего расцвета в первой половине VI века, при Юстиниане, Византийское искусство испытывало подъём до начала XIII века и только по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. В этот долгий период времени оно создало много замечательных памятников, как в столице, так и в областях Восточной империи, оказало существенное влияние на развитие искусства Армении, России, самой Италии и далёкой Франции; и в арабском, и в турецком искусстве слышны византийские отголоски и мотивы. Византия сберегла в темную пору Средних веков античные предания и технические приемы, облегчившие потом первые шаги искусству эпохи Возрождения.




Византийцы первые удачным образом разрешили задачу перемещения купола над основанием квадратного и вообще четырехугольного плана при помощи так называемых парусов. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной притвор (нартекс).


Вообще внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.


Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.




Собо́р Свято́й Софи́и Прему́трости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. γία Σοφία, полностью: Ναός τ ς γίας το Θεο Σοφίας; тур. Ayasofya) бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi). Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.


Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Через 20 лет по торжественном освящении св. Софии землетрясение повредило создание Анфимия и Исидора, в особенности купол; здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид, купол же сложили вновь, причём сделали его более возвышенным. В таком виде св. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453 г.), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского культа и обезобразив её наружность разными пристройками. (В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.)





Кампания «за освобождение храма» В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

«Византийская цивилизация» - Античное наследие. Под контролем правительственных служб находились ремесла. Константинополь. Москва является подлинной наследницей величия Константинополя. Византийская цивилизация. Кризис византийской экономики. Приоритет государства. Характер императора Юстиниана. Сепаратистские тенденции. Византия пала в 1453 г.

«Европа Византия» - Православие: только от Отца, Богородица рождена с первородным грехом, чистилища нет. Индивидуализм. Церковью Во главе византийской церкви патриарх, не подчиняется папе римскому. Византия – второй Рим. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ: 2 пути исторического развития. Европейский путь. Отношения, во многом основанные на праве и традициях.

«Развитие культуры Византии» - Гармония искусства. Видное место в развитии Европы. Византийская художественная культура. Глаза Марии. Подземное водохранилище. Новое мировоззрение. Культура Византии. История Византии. Шедевры византийского зодчества. Название водохранилища. Император Александр. Развитие архитектуры. Перевернутая голова Медузы Горгоны.

«Искусство Византии» - Катакомбы – подземные захоронения первых христиан. Христианское искусство позднего Рима I-IV вв. Базилика св. Центральный неф. Катакомбы Присциллы. Искусство византии. Мавзолей Галлы Плацидии. 5 век. Равенна. Искусство Византии. Катакомбы Присциллы. «Добрый пастырь». Крестово-купольный храм. Храм святой Софии.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Печальная история храма святой Софии в Константинополе. Архитектурный план и размеры здания. Великолепное убранство храма. Необыкновенная легкость и пространственность интерьера здания. Разграбление великого храма во время штурма Константинополя в 1453 г.

    реферат , добавлен 27.05.2012

    Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода и древнейший сохранившийся храм России. Особенности создания и архитектуры храма. Разрушения в храме во время Великой отечественной войны и история возвращения креста с центрального купола.

    презентация , добавлен 28.11.2012

    Символ духовного обновления Римской империи с принятием христианства. Константинополь - новая столица римской империи. Закладка фундамента храма Святой Софии. Новый период в истории христианского зодчества. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии.

    презентация , добавлен 23.09.2013

    Архитектурные особенности храма Софии Киевской. Сохранность, образность, техника выполнения мозаичных икон "Богоматерь Оранта", "Спас Вседержитель", композиций "Евхаристия", "Благовещение". История написания фресок. Особенности образа святой Евдокии.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Золотые ворота как главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии, история их возведения, архитектурные особенности и культурологическая ценность. Собор Святой Софии - крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, его внутреннее строение.

    презентация , добавлен 18.05.2015

    История появления Собора Святой Софии в центре Киева. Общий вид мозаики Богоматерь Оранта. Киевский митрополит Феопемпт, его роль в создании собора. Фрески: история, нынешнее состояние. Мозаики главного алтаря и главного купола как шедевр искусства.


    Айя-София. О. Мандельштам. 1912г. Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.


    Этот храм называли просто Великой церковью. Он был создан в гг. по заказу императора Юстиниана. Для строительства главного собора Византийской империи были приглашены не профессиональны е архитекторы, а профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.






    Святая София

    • Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена. 2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.
    Проходим первый притвор, и входим во второй, внутренний - эзонартекс. Вот он уже принадлежит оригинальной Софии юстиниановской эпохи. Сразу же бросается в глаза как предельная тщательность пригонки составных частей, так и использование разных сортов мраморов - Мир Вам. Я свет Миру.. Это самая древняя в храме мозаика - примерно 880-900 года, то есть ей около 1100 лет. Проходим из притвора в основное пространство храма. Слева виднеется Императорский портал - в византийские времена через него имел право проходить только император, императрица и наследники, остальные проходили боковыми входами (см. правее). . Люстры Софии. Какого они периода - византийского или османского? На заднем плане (справа) ажурная 8-угольная пристройка в два этажа - это султанская ложа времен османской мечети. Там молились султаны. Вот "четвертькупола" (условное название - ) с колоннами, принимающие нагрузку от полукуполов. Сбоку прибиты огромные щиты с именами пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Щитам - около 250-270 лет, они совсем молоды Тут можно наглядней рассмотреть систему "главный купол - полукупол - четвертькупол - колонны на хорах - стены". . И ещё одна иллюстрация решения купола. Здесь хорошо видно связку "полукупол - четвертькуполы", а также световые окна, дозирующие освещение. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. Что интересно, серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица, и всё. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года. этот главный купол - 989 года постройки; ему сейчас 1022 года. С 537 года до 989-го он дважды обваливался во время крупных землетрясений, как самая хрупкая и уязвимая часть храма (полукуполы уцелевали), и дошла до наших дней третья версия. 13. Серафим IX века под куполом, с расчищенным лицом. Остальные три стоят с исламскими узорами вместо лиц.
    • А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...
    • Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно. 15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло
    • Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал, символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть:-)
    Следы от ножек императорского трона (византийцев, конечно). Так, во всяком случае, написано. Раньше, во времена мечети, тут лежали толстые ковры. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений греческого Эфеса (зелёные), а также сирийского Баальбека (порфировые). Пройдёт 700 лет, крестоносцы и франки распотрошат Софию, как свой трофей, и тоже увезут ряд реликвий и украшений на Запад - в Венецию, Геную и т.д. Правда, колонны уцелеют - они же несущие. Зеленоватые колонны из Эфеса, далее - наос (главный зал). На втором ярусе видны хоры собора, они тоже доступны для осмотра; сейчас мы туда пойдём Порфировые шары, привезенные сюда уже в османский период турками из Пергама. В Софии они стоят около 400 лет. А вдали - ещё одно любопытное место...
    • 23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется ". Так что вот все подходят, загадывают и верят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.
Loading...Loading...