Устная речь не предполагает. Какие виды речи бывают? Виды речи и их характеристика. Полилог - что за зверь

Цель лекции: сформировать представление об особенностях разных форм речи (устной и письменной), о признаках кодифицированного языка, о жанрах речи.

План

§ 1. Особенности устной и письменной форм речи.
§ 2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.
§ 3. Разговорная речь, ее особенности.
§ 4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.
§ 5. Понятие речевого жанра.

§ I. Особенности устной и письменной формы речи

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые подробно описаны в книге Л.А. Введенской и П.П. Червинского «Теория и практика русской речи» [Ростов н/Д, 1997].
Устная речь:
– звучащая;
– создается в процессе говорения;
– характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).
Письменная речь:
– графически закрепленная;
– может быть заранее обдумана и исправлена;
– характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).
Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.
Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И. Андроников в статье «Слово написанное и сказанное»:
«Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать: такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.
В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой» [Л.А. Введенская, П.П. Червинский. Указ. раб., с. 200–201].
Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие. В условиях электронной коммуникации возникает новая форма речи, новая форма речевого взаимодействия – письменная разговорная речь, которая реализует в письменном виде устную разговорную речь. Не случайно в русистике появился новый термин – «естественная письменная русская речь», под которой понимается письменный вариант устной речи. Эта письменная форма речи характеризуется спонтанностью, неофициальностью, непринужденностью общения, как и устная речь [см. об этом: Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2001. № 1, с. 4–10]. К этой разновидности можно отнести, например, язык чатов (чаты являются одним из самых посещаемых мест в русском Интернете). Чаты не контролируются с точки зрения соблюдения в них языковых норм, общение ведется в режиме реального времени, письменная форма передачи речи сочетается с особенностями устной разговорной речи. Однако эта новая, формирующаяся, специфическая разновидность общения еще недостаточно изучена.
Особым видом устной речи является радиоречь. Она неоднородна. Полярными ее разновидностями являются дикторское прочтение официальной информации и запись спонтанной речи в процессе интервьюирования (особенно скрытым микрофоном). Между ними находится речь корреспондента или комментатора, опирающаяся на письменный текст, но включающая элементы непринужденной, спонтанной речи.
Выступления известных политиков, артистов, деятелей науки и культуры в ток-шоу являются примером повседневной устной речи и воспринимаются слушателями в качестве авторитетной нормы.
Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками. Термин коммуникативные признаки речи соотносится с термином коммуникация. Коммуникация в лингвистике – это общение, сообщение; функционирование языка как средства человеческого общения, поэтому коммуникативные признаки речи – это признаки, обусловливающие функционирование языка в процессе взаимодействия людей.
Термин стилевые признаки означает их отнесенность к одному из стилей языка. Стиль в лингвистике – это разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой [Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990, с. 494].

§ 2. Кодифицированная устная речь, ее особенности

К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся:
– официальность общения, установка на официальное общение;
– подготовленность речи.
Стилевыми признаками нормированной речи являются:
– соответствие литературной норме;
– большая соотнесенность с письменной формой речи;
– общепонятность;
– небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.

§ 3. Разговорная речь, ее особенности

К коммуникативным признакам разговорной речи относятся: -непринужденность общения; -неофициальная обстановка общения; -неподготовленность речи.
Стилевыми особенностями разговорной речи являются:
– тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;
– широкое использование речевых стереотипов;
– конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);
– вариативность, подвижность языковых средств.
Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Фонетические особенности разговорной речи:
– большая вариативность произношения;
– территориальные варианты произношения;
– редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль). Лексические особенности разговорной речи:
– широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);
– свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»);
– использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);
– расширение значения слов общенародного языка.
Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:
– отсутствие склонения у сложных и составных числительных;
– отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна);
– широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа шел я вчера и вдруг вижу…);
– отсутствие причастий и деепричастий;
– широкое употребление местоимений;
– широкое употребление частиц, междометий. Синтаксические особенности разговорной речи:
– эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);
– повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю, хожу-хожу, далеко-далеко);
– незаконченные предложения;
– широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;
– особые разговорные конструкции: обращения; оценочные конструкции типа еще бы! еще как! ну и ну!; объединения глаголов типа взяли и приехали.

§ 4. Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:
– речевое «неразличение» коммуникативных сфер официального и непринужденного общения;
– отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение;
– смешение функционально-стилевых форм речевого поведения; -свободное включение единиц других форм (разговорной речи,
кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств);
– наличие официальной и непринужденной форм;
– сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма);
– значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих;
– большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению);
– коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками;
– большая опора на личный речевой опыт говорящего [Введенская Л.А., Червинский П.П. Указ. раб., с. 208 209].
Стилевыми особенностями просторечия являются: -обращения на ты к незнакомым;
– смешение ты и вы в пределах общения с одним коммуникантом;
– неразличение экспрессивно окрашенных и эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными;
– широкий диапазон форм обращения, коммуникативная активность вокативных форм для создания тона отношений в акте коммуникации;
– обилие уменьшительно-ласкательных форм;
– нарушенное использование в речи стилистически отмеченных моделей кодифицированного литературного языка (обычно единиц официально-делового стиля);
– значительная степень редукции и сжатия звуков, большая, чем в разговорной речи; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости;
– пропуски, опущения, структурная и семантическая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога [Указ. раб., с. 209].

§ 5. Понятие речевого жанра

Жанры устной и письменной речи многообразны. Термин «жанр» (от франц. qenre – род, вид) в лингвистике обычно понимается как определенные ситуационно-тематические типы речи (жанровые типы).
Одним из первых исследователей речевых жанров был М.М. Бахтин [см.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1975], который выделял в разговорной речи «салонный», «фамильярный», «кружковый», «семейно-бытовой», «общественно-политический» и другие жанры. Он называл также короткие речевые жанры: приветствия, прощания, поздравления, пожелания и т. д. Наличие подобных жанров М.М. Бахтин объяснял тем, что «каждая устойчивая бытовая ситуация обладает определенной организацией аудитории, следовательно, определенным репертуаром маленьких житейских жанров» [Указ. раб., с. 258]. Исходя из сказанного, можно констатировать, что речевые жанры многообразны, так как многообразны речевые ситуации, жизненные события (например: интервью, телефонная реплика, письма, осведомление о здоровье, выступление на собрании и т. д.).
Разнообразны жанры письменной речи, которые связаны с функциональными стилями языка (см. гл. 6). Выделяются жанры художественного стиля (роман, повесть и т. д.), жанры официально-делового стиля (указ, закон, приказ, протокол и т. д.) (см. гл. 8), жанры научного стиля (статья, монография, аннотация и мн. др.) (см. гл. 7), жанры публицистического стиля (очерк, заметка, фельетон и др. (см. гл. 9).
Таким образом, «жанр можно определить как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых стилистических структур» [Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М, 1982, с. 156].

Резюме

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной. Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; является основой для разговорного стиля. Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на каком-либо материале. Официально-деловой, публицистический, научный стили функционируют в устной и письменной форме.
Основными признаками устной и письменной речи являются:


Кодифицированной считается нормированная речь, которую характеризуют следующие признаки: соответствие литературной норме, соотнесенность с письменной формой речи, общепонятность, подготовленность, установка на официальное общение.
Особенностями разговорной речи являются:


Просторечие – слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности, грубости («башка», «кишка тонка», «захочем», вместо «захотим» и др.). Просторечие характеризуется яркой экспрессией, граничит с разговорными элементами, но не допускается в нормированном (литературном) языке. Жанры устной и письменной форм речи разнообразны и обусловлены стилем речи, ситуацией речевого общения.

Термины к главе I

Кодификация – в лингвистике: упорядочение и фиксация языковых норм; нормирование.
Коммуникация – в лингвистике: общение, сообщение; функционирование языка как средства человеческого общения.
Просторечие – слово, форма слова, словосочетание, не соответствующие литературной норме, недопустимые в литературном языке.
Речь – исторически сложившаяся форма общения; способ создания и высказывания мыслей посредством языка в процессе общения; процесс и результат речемыслительной деятельности.
Стиль – в лингвистике: разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите формы русского литературного языка.
2. Назовите признаки устной формы речи.
3. Назовите признаки письменной формы речи.
4. Какие разновидности выделяются в устной форме речи?
5. Назовите коммуникативные признаки кодифицированной речи.
6. Назовите коммуникативные признаки разговорной речи.
7. Назовите коммуникативные признаки просторечия.
8. Назовите стилевые особенности кодифицированной речи.
9. Назовите стилевые особенности разговорной речи.
10. Назовите стилевые особенности просторечия.
11. К какой разновидности устной формы речи относятся научный доклад, выступление на семинаре, беседа с друзьями или в семье?

Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени.

В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. – М., 1965. – С.176)

Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.

Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:

Устная речь

Письменная речь

Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга

Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя.

Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.

Не зависит от реакции адресата.

Рассчитана на слуховое восприятие.

Рассчитана на зрительное восприятие

Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств

Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.

Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

Особенности устной речи.

Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».

Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.

Функционально-стилистические разновидности речи .

Между формами языка и его стилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стили реализуются преимущественно в определенной форме языка (речи). Так, например, разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формой языка. В этом случае, как указывает В.Г. Костомаров, особенности разговорного стиля особенно тесно переплетаются с особенностями устной формы речи. С другой стороны, существуют стили, которые функционируют одинаково (или почти одинаково) как в устной, так и в письменной форме речи. Это прежде всего относится к публицистическому стилю, в котором имеются особенности, идущие от обеих форм речи. Так, для ораторской речи, которая функционирует в устной форме, характерна сознательная установка на средства выражения (например, на употребление различных фигур), что типично для книжных стилей письменной речи. (Костомаров В.Г. Разговорная речь: определение и роль в преподавании //Русский язык в национальной школе. – 1965. №1). В то же время в ораторской речи используются такие внеязыковые средства выражения, как жест и мимика, что связано с устной формой ораторской речи.

Научный стиль также может реализоваться в устной речи, например в докладе на научную тему, и в письменной форме речи в научной статье. «Говорить, например, на научные темы даже в самой непринужденной обстановке диалога нельзя, не переходя при этом на научный стиль или в лучшем случае на смесь научного стиля с элементами разговорного» (Лаптева О.А. О структурных компонентах разговорной речи // Русский язык в национальной школе. – 1965. №2).

Собственно, многие книжные стили языка (официально-деловой, научный), возникшие в связи с письменностью и развивающиеся в письменной форме, сейчас функционируют и в устной форме. При этом, естественно, форма речи накладывает определенный отпечаток на ее стиль. При устной форме функционирование книжных стилей в них легче и естественнее проникают элементы разговорного стиля, они более «вольны» в синтаксических построениях и т.п. Таким образом, хотя «стиль речи не оказывается закрепленным за формой», не безразлично, осуществляется ли высказывание устно или письменно, так как в зависимости от этого возникают различные модификации одних и тех же «функционально-стилистических категорий». (Винокур Т.Г.Стилистическое развитие современной русской разговорной речи // В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. – М., 1968).

От начала существования люди отличаются от животных. Несмотря на то что собаки, дельфины, обезьяны и другие представители животного мира по-своему общаются между собой, только человек способен из букв строить слова, а из них формировать предложения. Однако устная речь — не единственный способ общения, который мы используем. Кроме привычного нам разговора, нашу речь можно разделить на разные категории. Какие виды и бывают?

Судебное красноречие

Как известно, самый интересный вид красноречия - тот, который тесно граничит с искусством убеждать. Наверное, каждому из нас знакомы люди, которые умели "убедительно" влиять на других. В суде такое умение необходимо больше, чем где бы то ни было. Адвокат и прокурор, отстаивая свои взгляды, стараются убедить и повлиять на судью и присяжных. Такие люди могут приводить доводы, логически рассуждать и стараться воздействовать на наше нравственное восприятие ситуации. В результате чего плохое может показаться хорошим и наоборот. С другой стороны, правильное изложение дела не исказит его перед судом, а поможет принять правильное судебное решение, наказав преступника и оправдав невиновного. Другое дело, что в мире есть люди, способные ради денег, связей или выгоды поступиться своими нравственными принципами. Обладая умением убеждать, они могут с успехом влиять на других.

Академическое красноречие

Передать научные знания другим можно в том случае, если оратор обладает определенными знаниями. Однако мало только располагать сведениями, нужно быть в некоторой степени психологом и понимать аудиторию. Конечно же, важно то, как ученый преподносит свой материал, как он приводит доказательства, использует научные термины и апеллирует тем, что уже знают его коллеги. Но в его интересах научиться передавать материал в интересной форме - так, чтобы слушатели видели конкретную пользу для себя. Никуда от этого не деться, так устроен каждый человек — если мы не видим личную пользу для себя, нас перестает интересовать излагаемый докладчиком предмет. Для удовлетворения личного "эго" и утверждения осознания, что "его слушают", особое красноречие не требуется. Однако, если ученый заинтересован в том, чтобы научить и передать информацию, он, конечно же, приложит необходимые для этого усилия.

Коммуникабельность

В отличие от ораторского красноречия, которое востребовано при официальных обсуждениях или выступлениях перед аудиторией, коммуникабельность жизненно необходима во время живого повседневного общения. Коммуникабельным называют человека, который умеет находить общий язык и вести диалог с другими людьми. Он умеет видеть, что волнует людей, затрагивает эти вопросы и достигает желаемой цели. Такой человек обладает проницательностью и ведет себя тактично и уступчиво.

Коммуникации и виды общения

Не стоит путать коммуникабельность с коммуникациями. Это разные виды речи, и их характеристика различается. Под вторыми подразумевают не способ ведения беседы, а ее вид. Коммуникации бывают нескольких видов: опосредованная, фронтальная и диалог. Первый вид находит применение в совместных проектах, когда два человека, к примеру, работают над одной схемой. Так, люди иногда могут не знать языка друг друга, но единая цель, к которой они стремятся, применяя свои знания, достигается совместными усилиями.

Фронтальная коммуникация подразумевает присутствие ведущего, или лидера, который передает информацию другим. Здесь работает принцип "от одного ко многим". Этот вид коммуникации используется, когда докладчик произносит речь перед слушателями.

Диалог — это обоюдный обмен информацией между двумя людьми, при котором говорить может то один, то другой. Перекрестный диалог может происходить если проблему обсуждает группа людей.

"Внутренняя" речь

Рассмотренные выше виды речи и их характеристика, были разновидностями внешней речи. Однако, кроме внешней речи, бывает еще и внутренняя. Такое общение также раскрывает человеческую речь как деятельность. Перечисляя основные виды речи, нельзя упустить и эту форму. К ней относится неозвученное размышление (или внутренний монолог). В таком случае единственным собеседником человека является он сам. От диалогического этот отличает стремление охватить как можно больше определенную тему. Диалог же, наоборот, в основном наполнен простыми фразами и редко несет глубокий смысл.

Эмоциональный окрас речи

На правильное восприятие речи влияет то, с какой интонацией произнесено то или иное выражение. В жестовых языках роль интонации играет мимика. Полное отсутствие интонации наблюдается в письменной речи. Поэтому, чтобы придать тексту хоть какой-то эмоциональный окрас, в современных социальных сетях придумали смайлы, способные частично передавать чувства, при условии, что собеседник искренен. В научных текстах смайлы не используются, поэтому от автора ожидается особая продуманность, логичность и красота в написании текста. В таких случаях, для эмоционального окраса, используют красивые обороты речи, прилагательные и красочные образы. Однако наиболее живой речью является, конечно же, устная речь, благодаря которой можно передать всю палитру чувств и эмоций, испытываемых человеком. Только общаясь на личном уровне, возможно услышать нотки искренности, неподдельный смех, радость или восхищение. Однако при общении с кем-то человек может быть полон гнева, лжи и сарказма. Это разрушительно влияет на его отношения с окружающими. Однако рассмотренные виды, характеристика, функции речи и другие её особенности, помогут вам избегать подобных крайностей.

Исскуство общаться

Наряду с прогрессом человека в других областях, мы можем воспринимать речь как деятельность или продукт труда как определенного человека, так и целого общества. Понимая, какие огромные возможности раскрывает человеческое общение, некоторые превращают его в искусство. Это можно понять только лишь перечислив, какие виды красноречия бывают в природе. Таким образом, мы будем видеть, каким драгоценным даром является способность общаться. Однако бывает и так, что человек имеет различные врожденные или приобретенные виды речевых нарушений.

Устная речь:

Звучащая;

Создается в процессе говорения;

Характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

Графически закрепленная;

Может быть заранее обдумана и исправлена;

Характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И.Андроников в статье "Слово написанное и сказанное":

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками (понятие стиля см. далее).

Loading...Loading...